ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА - Страница 2

Об остальных праздниках Никон пишет: «Среднему же чину и малому учимы есмы от Типика Студиискаго и Святыя горы, како тамо различия имать». С тремя чинами праздников, во-первых, связан устав о поклонах и о пощении (изложенный в тех же главах) и, во-вторых, это касается богослужебных особенностей. Для наглядности в этих же книгах приводится и система из трёх знаков, впоследствии получившая значительное распространение в славянских рукописях. Глава о трёх чинах праздников входит в различные редакции Иерусалимского устава, включая печатные дониконовские издания. В отредактированном послениконовском издании 1682 г. эта глава была полностью переработана и в таком виде помещена в издании 1695 г. и затем во всех последующих, включая опубликованные ныне. Глава 47 русского Типикона является основным документом, регулирующим употребление знаков праздников месяцеслова в современной русской богослужебной практике. Знаки праздников месяцеслова в редакции Никона Черногорца встречаются в славянских рукописях с XIV в., но регулярно употребляться они начали лишь в XVI в., в основном, в месяцеслове, т.е. в разделе о неподвижных памятях годового круга, помещаемом как в Типиконах (где месяцеслов содержит полный устав службы на каждый день), так и в Часословах и Следованных Псалтирях (где в месяцеслове обычно приводятся только заглавия памятей и их тропари и кондаки). В других книгах знаки праздников месяцеслова появляются лишь эпизодически. Так, в Минее месячной или Праздничной (в Трефологии) при праздничных службах можно видеть знак, имеющий, скорее, декоративный характер, иногда некоторые из знаков праздников месяцеслова встречаются в Стихираре месячном. Вне месяцеслова знаки праздников месяцеслова могли также помещаться и в триодном разделе Типикона (в воскресные и праздничные дни), но это было характерно лишь для дониконовских печатных изданий Типикона. В современных изданиях богослужебных книг знаки праздников месяцеслова употребляются только в месяцеслове. Таким образом, в современной русской практике исследователи говорят о статусах памятей в рамках терминологии знаков праздников месяцеслова лишь применительно к памятям, содержащимся в Минее, но не в Триоди (и тем более не в Октоихе). Из-за того что в действительности последования служб имеют много небольших особенностей, которые не могут быть переданы системой из трёх–пяти знаков, в XVI в. на Руси получили распространение так называемые окозрительные уставы. Идея их создания приписывалась Геннадию Новгородскому, который разработал систему из сложных знаков праздников месяцеслова, представлявших собой комбинации из десятков графем. В печатные книги эта система не была включена, как полагают исследователи, из-за полиграфических сложностей (или из-за недостаточной распространённости), и после XVII в. не употреблялась. В конце XIX в. появилась новая система окозрительных знаков праздников месяцеслова, фиксируемая в «Ключе к церковному уставу» Н.С. Сырникова и других единоверческих и старообрядческих изданиях и рукописях. В греческих богослужебных книгах знаки праздников месяцеслова, как правило, не употребляются (лишь в некоторых изданиях встречаются отличные от русской системы знаки, основанные на крестах разной формы). В греческих пособиях по уставу различаются в целом те же уровни праздничности, которые предполагает и русская система знаков праздников месяцеслова: «святой с бдением», «празднуемый на 8», «празднуемый на 6» (или святой «со славником»), непразднуемый святой.



 
PR-CY.ru