ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА

ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА – символы, используемые в православных богослужебных книгах (в первую очередь, в Типиконе) для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого. Начало формирования типовых уставов служб в зависимости от статуса рядовой памяти относится уже к доиконоборческой эпохе. Величайшие христианские праздники очень рано получили собственный устав; постепенно и другие памяти церковного года были классифицированы соответствующим образом. Так, в иерусалимском Лекционарии V–VII вв., сохранившемся в армянских и грузинских переводах, со степенью торжественности праздников и памятей святых прямо связано наличие или отсутствие дополнительных прокимнов, чтений, тропарей на вечерне, утрене и литургии. То же наблюдается и в константинопольском Типиконе Великой церкви IX–XI вв. В послеиконоборческом византийском монастырском богослужении, отражённом в различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов (в том числе в принятых ныне в православной церкви), система праздников ещё сложнее, что связано с гимнографическими богослужебными книгами (Минеей, Октоихом, Триодью), содержащими песнопения на каждый день седмичного и годового богослужебных кругов. Эти книги начали складываться около VII–VIII вв., вполне сформировались к XI в. В первую очередь, на установление системы степеней торжественности церковных памятей повлияло развитие Минеи, в которой к XI в. уже присутствовал полный комплект песнопений для каждого дня года. Обилие песнопений для каждого дня года позволяло регулировать уровень торжественности с помощью установления определённых норм в отношении количества песнопений в честь праздника или во имя святого. В том или ином виде указания о таких нормах присутствуют во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов; в целом в различных уставах эти указания схожи, т.к. уровень торжественности везде определяется количеством песнопений в честь праздника или во имя святого по отношению к рядовым песнопениям Октоиха (или Триоди, а в периоды пред- и попразднств – праздника), а также включением в состав службы тех или иных элементов воскресного богослужения. Тем не менее, конкретные признаки торжественности и количество песнопений для различных типов праздников, а также терминология, касающаяся уровня праздников, в разных редакциях уставов нередко не совпадают. Наличие в церковном календаре множества памятей различных категорий с однородным уставом в рамках одной категории и привело к практике обозначать типовые категории празднований с помощью знаков праздников месяцеслова. Первое свидетельство такой практики приводит в конце XI в. Никон Черногорец, который описывает систему из трёх чинов праздников – великих, средних и малых. Термин «великие» он связывает с теми днями, которые впоследствии получили название двунадесятые праздники, а также с памятью апостолов Петра и Павла и двумя памятями Иоанна Крестителя – Рождеством Иоанна Предтечи и Усекновением главы Иоанна Предтечи (по выражению Тактикона, они имеют «собрания людей», чтения на вечерне, «Всякое дыхание» и Евангелие на утрене, «по чину Владычних (т.е. Господских) праздников»).

 



 
PR-CY.ru