«ЗЛАТОСТРУЙ» - Страница 2

Однозначного ответа на этот вопрос у исследователей нет, поскольку даже ранние отрывки сборника, содержащие календарные указания, отстоят от времени создания архетипа более чем на три столетия и поэтому могут отражать один из этапов позднейшей истории бытования сборника. В то же время в литературе отмечается явная текстологическая вторичность даже в древнейших триодных сборниках (например, в Гомилиарии Михановича) гомилий, общих для них и «Златоструя». Заглавие у сборника появляется в русской рукописной традиции не раньше конца ХV – ХVI вв. При этом оно не выносится в начало рукописи, но указывается в писцовых и владельческих записях: «Сия книга богодухнавенная, глаголемая Златоструя, дана бысть...» (Исторический музей, 1505 г.). Лишь в списках XVII–ХIХ вв. название появляется в заглавии: «Книга, глаголемая Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царяграда» (Российская государственная библиотека, вторая половина XVIII в.); «Оглавление книги сей, глаголемыя Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа, патриарха Царяграда» (Российская государственная библиотека, XVII в.). В то же время это название может встречаться в рукописях, не имеющих ничего общего с «Златоструем», например, оно используется для обозначения «Стословца Геннадия» (Российская государственная библиотека) или выносится в заглавие некалендарного сборника смешанного состава (Исторический музей). Тексты, входящие в «Златоструй», имеют назидательно-дидактическую направленность, сборник не содержит догматических сочинений. В «Прилоге» объясняется цель составления сборника: «Да всяк почитаяй я… многу пользу в них души и телу обрящет». В поучениях «Златоструя» говорится о необходимости посещать церковь и благоговейно внимать богослужению, соблюдать пост, приносить искреннее покаяние в грехах, почитать родителей, «учителей» и «старейшин». Истинно верующий человек должен быть щедр на милостыню, снисходителен к окружающим и милостив к недругам, должен заботиться в своей повседневной жизни о чистоте поступков и помыслов и всегда помнить о Страшном Суде. Ему не следует прельщаться мирскими соблазнами, предаваться скорби в бедах, чрезмерно оплакивать умерших. Пространная и краткая редакции имеют общую часть: 67 из 138 Слов пространной редакции встречается в большинстве списков краткой редакции. Тематически обе редакции сходны. «Златоструй» предназначался для домашнего (келейного) чтения, был адресован как духовенству, так и мирянам. Обе распространённые редакции сборника представлены в Великих Четьих-Минеях митрополита Макария. Краткая редакция«Златоструя» помещена под 13 ноября (день памяти Иоанна Златоуста) во всех трёх списках Миней: Софийском (Российская национальная библиотека), Царском (Исторический музей) и Успенском (Исторический музей). Полная редакция помещена в Успенском списке после чтений на 29 февраля (Исторический музей).

 



 
PR-CY.ru