ЗИНОН - Страница 9

При этом он не использовал термин Никейского собора «единосущный», но, подобно Иларию Пиктавийскому, употреблял восходящий к Тертуллиану термин «una substantia или una natura». Тем самым Зинон подчёркивал равенство («aequalitas») и совечность («coaeternitas») всех трёх Божественных Лиц. Для указания на различие между ними Зинон, как правило, пользовался терминами «лицa» («personae»), «личные наименования» («vocabula»), «особые (личные) свойства» («proprietates»). При этом, по словам современного исследователя, «не очевидно, что Зинон относит свойство «лица» также и к Святому Духу. Полемика с арианами побуждала Зинона, главным образом, к раскрытию взаимоотношений между двумя первыми Божественными Лицами – Отцом и Сыном. Согласно Зинону, Бог Отец – это Бог, Который «из Самого Себя Сам Себе дал начало»; Он «от Самого Себя есть то, что Он есть». Вместе с тем Отец от века «Самого Себя распределил в Бога» («se digessit in Deum»); другими словами, сохранив целостным Свой статус («suo integro statu»), т.е. Своё божество и Божественные свойства, всего Себя сообщил Сыну («totum se reciprocavit in Filium»), при этом Сам ничего не лишившись. Так, основываясь на понятии о вечном взаимопребывании и взаимопроникновении Отца и Сына, Зинон доказывал Божественность Сына: Один проникает в полноту Другого («alter in alterius plenitudine infusus est»), и всё, что принадлежит Обоим, принадлежит и каждому из Них, а чем обладает каждый, обладают Оба. Для подтверждения этого Зинон прибегал к весьма оригинальному сравнению: Отец и Сын подобны двум морям, переливающимся друг в друга и соединённым посредством пролива (Святого Духа) в одну нераздельную сущность, силу и природу. Для доказательства Божества Сына он использовал множество ветхозаветных и новозаветных цитат, обсуждавшихся в ходе арианских споров. Вместе с тем предлагал оригинальные христологические толкования, в частности, на Мф. 13:52, где под книжником и хозяином понимал Христа, а под Его сокровищницей, из которой Он выносит новое и старое, – «Отеческую сущность неограниченного Божества и Отеческую волю». Полемизируя с арианами, Зинон учил о предсуществовании Сына в Отце и Его вечном духовном рождении от Отца, которое он рассматривал как акт «нерождённой сущности» Отца («ex innascibili illa substantia»), ни в чём не умаляющий этой сущности, в результате чего «невыразимая и непостижимая Премудрость порождает Премудрость, всемогущество – всемогущество, от Бога рождается Бог, от Нерождённого – Единородный, от единственного – единственный, от всего – весь, от истинного – истинный, от совершенного – совершенный, имеющий всё, что имеет Отец, ничего не лишая Отца…, равный во всём, поскольку Отец в Нём из Самого Себя родил иного Себя» («alium se genuit ex se»). У Зинона встречаются отголоски древнего учения апологетов о «двойственном Слове». За вечным предсуществованием Слова в Отце следует новая стадия – Его исхождение «из уст Отца» для творения мира и явления людям. Наконец, против фотиниан Зинон, опираясь на Лактанция, развивал учение о «двух рождениях» Сына Божия: одном – вечном, духовном, непостижимом рождении от Бога Отца без матери, другом – временном, плотском рождении от Матери без отца, которое издревле было предвозвещено в пророчествах.

 



 
PR-CY.ru