ЗИНОН - Страница 5

Из содержащихся в рукописях пометок исследователи делают заключение, что это собрание предназначалось для литургических нужд. Поэтому многие исследователи предполагали, что проповеди претерпели значительные изменения в результате их переписывания и редактирования; при этом законченные и литературно обработанные тексты перемешались с черновыми материалами и стенографическими записями. Однако эта гипотеза была подвергнута серьёзной критике Г.П. Джинсом. Подробно изучив текст проповедей, их литературный стиль и риторические приёмы, использованные при написании, он попытался восстановить полную картину возникновения собрания. Тексты большинства проповедей были тщательно подготовлены и написаны Зиноном для произнесения на пасхальных богослужениях. Нередко он использовал обороты листов, на которых уже имелись записи и фрагменты более ранних проповедей. Вскоре после смерти Зинона его проповеди были изучены и отсортированы в соответствии с тематикой. Каждой проповеди было присвоено название, отражавшее её содержание. В собрание вошли все оставшиеся после Зинона материалы, включая отрывки проповедей. Собрание было разделено на две книги, и к нему был составлен индекс; в таком виде оно и стало переписываться и распространяться в рукописной традиции. Таким образом, Г.П. Джинс пришёл к выводу, что все имеющиеся в дошедшем до нас собрании проповеди вышли из-под пера Зинона. По содержанию его проповеди исследователи делят на несколько групп. 1. Наиболее многочисленная группа – 62 пасхальные и крещальные проповеди, произнесённые Зиноном в течение восьми лет его епископского служения. В соответствии с этим есть восемь вариантов пасхальных проповедей, каждый из которых, как правило, состоит из: 1) проповеди, которая произносилась в начале пасхального богослужения (praefatio paschalis или tractatus paschae); 2) проповеди, которая произносилась в баптистерии в начале крещения (invitatio fontis), затем – в церкви, после возвращения из баптистерия, о значении крещения (post traditum baptisma или de baptisma), наконец, 4) проповедей, объяснявших пасхальные чтения из Священного Писания: Быт. 1; Исх. 12 и 14; Ис. 1:5; Дан. 3; Пс. 41. Кроме того, ряд пасхальных и послекрещальных проповедей был выделен из пасхальной группы и вошёл в состав других групп. 2. Проповеди Зинона, помещённые, главным образом, в начале каждой книги, а также в середине первой книги и внутри пасхальной группы, посвящённые различным нравственно-аскетическим вопросам, таким как целомудрие, обрезание, терпение, жадность, вера, надежда и любовь, справедливость, страх, воздержание, смирение и др.; а также догматическим вопросам, таким как воскресение мёртвых, вера и вероучение, антропология, Отец и Сын, рождество Христово, «жертва хвалы» и др. 3. Проповеди экзегетического характера, посвящённые толкованию отдельных мест из некоторых ветхозаветных книг: книги Бытие, Псалтири, Книги пророка Исаии, Книги пророка Ионы, – а также ветхозаветных персонажей: Авраама, Иакова, Сусанны и др. Помимо этих трёх групп в состав собрания входят две проповеди, произнесённые по особым случаям – освящения церкви и в похвалу св. мученика Аркадия. Сохранились также три небольших фрагмента проповедей.

 



 
PR-CY.ru