ЗИНОН - Страница 16

Также следуя раннехристианским апологетам, он указывал, что легче возобновить уже существовавшее, чем создать то, чего не было; поэтому, если всемогущий Бог смог создать человека в начале, Он, конечно, может и воссоздать его в конце. Оригинальным исследователи считают мнение Зинона о том, что если человек с помощью прививки может сделать плодоносной дикую маслину, то тем более Бог может воскресить человека и возвратить его в состояние, в котором он находился в раю до грехопадения. Более того, воскресение необходимо, т.к. весь прежний человек (с душой и телом) должен предстать на Страшном Суде, чтобы дать отчёт за свои поступки. Зинон учил о двух видах воскресения («duplex forma surgendi»): «Первый – это воскресение святых, при котором они, созванные царским повелением первой трубы, с великим торжеством наследуют блаженное Царство под началом Христа Царя. Второй – тот, который обречёт нечестивых с грешниками и со всеми неверными народами на вечное наказание». Необходимым условием участия в первом воскресении Зинон считал принятие в земной жизни крещения, в котором человеческая плоть в результате духовного «зачатия Святым Духом» («Spiritus Sancti conception») получает «семя бессмертия» («immortatitatis semen»). Утверждая тождество воскресшего тела с земным по сущности и форме, Зинон, тем не менее, говорил об изменении его качеств. Исходя из толкования 1 Кор. 15:39–40, он утверждал, что если тела грешников останутся подобными телам скотов, то тела праведников станут духовными («spiritales»), прославленными («gloriosi») и бессмертными, приобретя «одежду бессмертия» («immortalitatis stola») и утратив всё то, что «не нужно» («inutile») для будущей равноангельной вечной жизни. О Страшном Суде Зинон рассуждал неоднозначно. С одной стороны, основываясь на словах Спасителя (Ин. 3:18–19), он вслед за Иларием Пиктавийским полагал, что верующие во Христа праведники не нуждаются в этом Суде и не придут на него, равно как и неверующие грешники, которые уже осуждены своим неверием на вечные мучения (ср.: Пс. 1:5). С другой стороны, полагал, что Суду подвергнутся неверующие, а также грешники из числа верующих христиан, поскольку они находятся в неопределённом и обманчивом состоянии: их нельзя назвать нечестивыми, как неверующих, но нельзя назвать и праведными, как святых; их участь и будет окончательно определена на Страшном Суде. Верующие же праведники, подобно ангелам, наследуют вечную жизнь с Богом в Его Небесном Граде («aetheria civitas, Dei civitas»), где в «бесконечных обителях» («habitacula infinita») вечно пребудут во славе и блаженстве («felicitas, beatitudo»), все в равной мере («aequales») наслаждаясь полнотой вечных благ. Его экзегетика сформировалась под влиянием учения Оригена, которое Зинон воспринял через Илария Пиктавийского. Зинон полагал, что чтение и толкование Священного Писания требует не только определённых способностей, но и навыков, опытности. Прежде всего, его следует изучать не сразу целиком, но по частям («partibus discitur»). В начале своего толкования на Пс. 100 Зинон приводит важнейшие экзегетические принципы, которым он следует в толкованиях Священного Писания. Первый заключается в том, что те или иные библейские стихи или отрывки следует изучать в их контексте («dicta pro locis intelligere»). Второй принцип, который он выдвигает против практики еретиков, отделявших одни библейские высказывания от других или противопоставлявшие их – это толкование Писания Писанием, когда каждое отдельное библейское высказывание следует помещать в контекст всей Библии и прояснять с помощью других высказываний, содержащих сходные выражения.

 



 
PR-CY.ru