ЗИНОН - Страница 15

Таким образом, возрождение человека происходит через воду и Святого Духа («per aquam et Spiritum Sanctum»). Кроме того, в крещении люди освобождаются от всех грехов (даже таких тяжких, как колдовство, убийство, прелюбодеяние, кровосмешение, святотатство) и вины («reatus»), обретая первоначальную невинность и чистоту, символом чего служат белые небесные одежды («aetheria vestis»), в которые облекаются новокрещёные («candidati»). Зинон упоминал об однократности принятия таинства крещения, также указывал, что в крещении верующим сообщается «дар Святого Духа» («donum/munus Spiritus Sancti») и Его достоинство («dignitas»), символом («imago») чего служит помазание елеем («oleum»), делающее крещаемых «запечатлёнными и помазанниками» («impressi atque signati»). Меньше сведений Зинон сообщает о таинстве евхаристии. Её прообразом была манна и вода, источившаяся из камня в пустыне: «Когда израильтяне алкали, им выпадала манна, как роса, а мы не можем более алкать, поскольку носим с собой вечное пропитание небесного Хлеба («sempiternam caelestis panis annonam»). Когда они жаждали, из камня истекло питие, но тот, кто будет пить из источника Христова, не будет жаждать вовек». Прообразом евхаристии была также чаша и трапеза из Пс. 22: чаша означала Кровь Христову, трапеза – Его Тело. Зинон сообщает, что в святой день Пасхи новокрещёные христиане, омывшись спасительными водами и получив различные дары Святого Духа («diverso charismate»), «радуясь урожаю ясного лета, приступают к ядению нового Хлеба» («panem novum manducare»). Наконец, не рассматривая покаяние в качестве таинства, Зинон, тем не менее, говорил о его возможности и необходимости для уже крещёных христиан, чтобы они «удостоились Иисусом Христом избежать искушений настоящей жизни и наказаний будущего Суда». Его эсхатологическое учение испытало влияние Вергилия, Тертуллиана, Лактанция и Илария Пиктавийского. Оно изложено, главным образом, в проповеди «О воскресении». Согласно Зинону, в результате первой, т.е. физической, смерти души людей разлучаются со своими телами, но не разрушаются вместе с ними, будучи бессмертными по своей небесной природе, о чём свидетельствуют как философы и поэты, так и Священное Писание: в частности, в Ветхом Завете – рассказ о явлении Саулу духа пророка Самуила (ср.: 1 Цар. 28:13 слл.), а в Новом Завете – притча о богатом и Лазаре (ср.: Лк. 16:19 слл.) и обещание Христа благоразумному разбойнику (ср.: Лк. 23:43). После смерти души одних в соответствии с делами, совершёнными в земной жизни, попадают в места наказания («locis poenalibus»), а души других «упокоеваются в безмятежных обителях» («placidis sedibus»). При наступлении «последнего дня» произойдёт всеобщее воскресение мёртвых. Доказательства возможности воскресения Зинон, подобно раннехристианским апологетам, видел в различных явлениях природы, где чередуются жизнь и смерть (например, круговращение звёзд, восход и заход солнца, фазы луны, воскрешение птицы феникс, прорастание семян и проч.), в Священном Писании (в частности, обещание Бога о воскресении, данное пророку Иезекиилю (Иез. 37), и учение апостола Павла в 1 Фес. 4 и 1 Кор. 15), но, главным образом, – в воскресении Христа, которое дало пример («forma») воскресения для всего человеческого рода.

 



 
PR-CY.ru