ЗИНОН - Страница 12

Те места из обоих Заветов, в которых ариане видели указание на умаление Сына перед Отцом или на Его тварность, Зинон относит к Сыну воплотившемуся. Только по Своему человечеству Сын Божий был подвержен человеческим немощам и телесной смерти. При этом Его божественная природа осталась неизменной, но умалилась лишь божественная слава, поскольку, по словам Зинона, «Бог и Сын Божий в установленное время, сокрыв Своё величие («dissimulata majestate») и покинув Свой небесный престол, в храме предопределённой Девы уготовляет Себе жилище, которое тайно наполняет, намереваясь родиться человеком, и там же, сохранив то, чем был (т.е. Божество), готовится стать тем, чем не был (т.е. человеком)». Зинон особенно подчёркивал наличие во Христе двух природ: божественной и человеческой, и их различие, хотя и не употреблял для этого соответствующих терминов. С одной стороны, в полемике с докетами, стремясь доказать истинность смерти и воскресения Христа, он утверждал, что Христос не просто Бог («purus Deus»), но и человек; с другой стороны, в полемике с арианами и адопцианами утверждал, что Христос – не просто человек («homo solus»), но и Бог, в противном случае у людей не было бы никакой надежды на спасение. Поэтому следует признать, что Христос одновременно есть и человек, и Бог («et homo et Deus»). Свою человеческую природу Он подтвердил Своими немощами, а Божественное величие – Своими чудесами. Однако Зинон не однозначно описывал способ соединения двух природ во Христе. С одной стороны, он употреблял выражения, которые, на первый взгляд, означают внешнее единство природ, например: Христос «пользуется (человеческим) обликом и смертной природой» («utitur et figura et condicione mortali»), «носил тело» («corpus gestare»), «облёкся в плоть» («carnem induere»). С другой стороны, использовал выражения, которые говорят о слиянии, смешении природ: Сын Божий «смешался с человеческой плотью» («mixtus humanae carni»), «смешанный человек» («homo mixtus») и даже «Бог изменился в человека» («Deum in hominem demutare»). Зинон имел ясное представление о единстве Лица Иисуса Христа, поскольку учил, что Бог, т.е. Сын Божий, был единым субъектом человеческого рождения, страданий, смерти и воскресения. В полемике с фотинианами Зинон доказывал, что человеческая природа Христа имеет человеческое происхождение. Вместе с тем подчёркивал, что зачатие Христа Святой Марией было девственное и бессеменное. Таким образом, Зинон впервые в западном богословии ясно учил о приснодевстве Святой Марии: Она была непорочной Девой до зачатия Христа, оставалась Девой после Его зачатия и пребыла Девой после Его рождения, в котором Она не испытала никакой телесной скорби, но только радость. Для разъяснения способа воплощения Зинон проводил такую параллель: «Поскольку через внушение на ухо подкравшийся к Еве диавол, уязвив, погубил её, то и Христос, посредством слуха проникнув в Марию, пресёк все сердечные пороки и, родившись от Девы, исцелил язву жены». Не ведя специальной полемики с аполлинаристами, Зинон, тем не менее, отмечает, что воспринятая человеческая природа Христа состояла из тела и души, т.е. что Христос был совершенным человеком.

 



 
PR-CY.ru