ЗИНОН - Страница 11

С богообразностью человека Зинон связывал его высокое положение и назначение в этом мире. Сотворив человека и поместив его в раю, Бог подчинил ему все блага мира; поскольку человек был наделён мудростью и снабжён чувствами, Бог дал ему наставление относительно выбора между жизнью и смертью и оставил во власти его собственной воли («propriae voluntati»). В раю человек, наделённый высшим блаженством («beatissimus») и подобный ангелам, мог столь долго проводить счастливую и нескончаемую жизнь, сколь долго соблюдал Божье повеление. Однако дьявол – «начальник беззакония» («princeps iniquitatis») и «завистливый клеветник» («lividus criminator»), обуреваемый «отвратительной завистью» («detestabili inuidia») к человеку, обольстил женщину, убедив её первой преступить заповедь Божью, и посредством неё погубил первого человека, вместе с которым погиб и весь род человеческий, уязвлённый по наследственному преемству («hereditaria condicione»). Подобно Тертуллиану, Зинон видел внутреннюю психологическую причину падения человека в нетерпении («impatientia»), которому он научился у дьявола и которое есть «мать преступлений, наставница любопытства, верх безрассудства, творец мерзостей и учитель злодейств». Человек, «не утерпев» («impatientiam mutuatus»), «отведал сладкого плода священного древа», так что вместо блаженства и бессмертия «оставил в наследство потомству преждевременную смерть, вскоре породившую человекоубийство». С другой стороны, Зинон указывал и иную психологическую причину грехопадения – «плотскую похоть» («concupiscentia»), которой Адам и Ева воспылали друг к другу. И хотя этот мотив недостаточно ясно раскрыт в его проповедях, однако в одном месте он высказывается вполне определённо. Исследуя вопрос об обрезании, Зинон, в частности, говорит, что оно «не столько обещает спасение, сколько указывает на место и источник преступления («locum caputque criminis»)». Такая интерпретация грехопадения чужда западной богословской традиции и восходит, скорее, к александрийской экзегезе (Филону, Клименту Александрийскому); впоследствии она была решительно отвергнута Августином Блаженным. Зинон указывает на губительные для всего человечества последствия грехопадения: физические страдания, телесную смерть и адские мучения. Менее ясно он высказывается по вопросу наследования вины прародителей, которая отпускается в крещении даже младенцам. По мнению некоторых исследователей, Зинона можно рассматривать как одного из предшественников Августина Блаженного в учении о первородном грехе. Учение Зинона о Богочеловеке, испытавшее на себе сильное влияние Тертуллиана, Илария Пиктавийского и Амвросия Медиоланского, в целом находится в русле ранней западной богословской традиции. Основанием его христологии служит Священное Писание. Зинон видел в Ветхом Завете указания на события домостроительства спасения: на воплощение Сына Божия, Его страдания, смерть и воскресение. В качестве прообразов Христа он рассматривал патриархов Исаака, Иакова и в то же время камень, служивший последнему изголовьем (Быт. 28), пророка Моисея, облачный и огненный столпы (Исх. 14:19–20), пасхального агнца (Исх. 12), Иисуса Навина, пророка Иону и праведного Иова; а в Новом Завете – рыбу со статиром во рту (Мф. 17:27), хозяина, имевшего сокровищницу (Мф. 13:52), милосердного самарянина и др.

 



 
PR-CY.ru