ЗИЗАНИИ, КУКОЛИ - Страница 8

В «Лексис...» включена 1601 словарная статья, материал расположен по алфавитному и гнездовому принципам. «Лексис...» оказал большое влияние на лексикографические сочинения, созданные позднее на белорусско-украинских землях: «Лексикон» Памвы Берынды (Киев, 1627 г.) и в Московской Руси (азбуковники XVII–XVIII вв.). Ряд исследователей, начиная со Степана Тимофеевича Голубева, приписывают Лаврентию Зизанию авторство «Катехизиса» 1600 г., представляющего собой извлечение из курса основ православной догматики, который мог читаться в братской школе. В 1597–1600 гг. Лаврентий Зизаний давал уроки в доме князя Богдана Соломерецкого, затем в доме князя Александра Острожского, после кончины которого (12 декабря 1603 г.) его вдова, будучи покровительницей иезуитов, прогнала Лаврентия Зизания, и он несколько лет служил священником в Ярославе (Галичском), в 1612 г. поступил домашним учителем к князю Якову Корецкому в его родовом поместье Корец, стал протопопом соборной церкви в Корце. 18 мая 1618 г. на погребении княгини Софьи Чарторыйской Лаврентий Зизаний сказал надгробное Слово. В 1619 г. по приглашению архимандрита Киево-Печерского монастыря Елисея (Плетенецкого) книжник переехал в Киев и стал членом печерского учёного кружка, занимавшегося литературной, переводческой, проповеднической и издательской деятельностью. Лаврентий Зизаний исправил по греческому тексту перевод «Бесед» Иоанна Златоуста на Послания апостола Павла (издано в 1623 г.), перевёл «Толкование на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (издано в 1625 г.). В предисловиях к изданиям он охарактеризован как «благоговеин муж, словеснейший дидаскал и ветия», стяжавший «художнаго элино-греческаго языка умение и искусство», «православныя веры исповедник и проповедник», «муж эллинских и славенских искусный дидаскал и проповедник». Архимандрит Елисей восстановил в Киево-Печерском монастыре регулярное произнесение проповедей, одним из проповедников был Лаврентий Зизаний. В 1620 гг. он подготовил к печати самое обширное из своих сочинений – «Большой катехизис» (авторское название «Оглашение»). Вследствие усиления агрессии униатов против православных в Речи Посполитой после убийства 12 ноября 1623 г. Полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича Лаврентий Зизаний не рассчитывал опубликовать свой труд в Киеве и вместе с двумя сыновьями в начале 1626 г. направился в Москву, куда прибыл в июне того же года. Среди других мотивов, побудивших его ехать в Россию, исследователи также называют многолетнее авторское соперничество с Мелетием (Смотрицким), ранее написавшим книгу о православном вероучении и предпринявшим поездку к Константинопольскому патриарху с целью получить благословение на свой труд.

 



 
PR-CY.ru