ЗИЗАНИИ, КУКОЛИ - Страница 4

Приведя этот отрывок, Жебровский обвинил Стефана Зизания в том, что тот отрицает заступничество Христа за христиан. Это же обвинение было повторено на Соборе в январе 1596 г. О том же писал Мелетий (Смотрицкий) в «Apologia peregrinatiey...»: Стефан Зизаний «богохульствует на Христа, говоря, что Его священство и ходатайство уже прекратилось, и что первое, то есть священство, всецело перешло к иереям и почило на них». Как убедительно показал Владимир Зенонович Завитневич, утверждение о том, что Христос не является ходатаем за христиан, появилось в «Катехизисе» Стефана Зизания как ответ на заявления современных ему антитринитариев о том, что Христос является лишь посредником между Богом и людьми и Ему не подобает равное с Богом Отцом поклонение. «Катехизис» и другие сочинения Стефана Зизания свидетельствуют, что православный книжник не только не выражал сомнений в традиционном христианском учении о Святой Троице, но и отстаивал его православное понимание в полемике с католиками: в частности, Жебровский критикует неприятие православным полемистом Filioque. В «Катехизисе» Стефан Зизаний с православных позиций выступает против многих ересей, связанных с учением о Святой Троице и о Христе: против не признающих предвечное рождение Сына Божия, опровергает учение аполлинаристов о восприятии Христом только человеческого тела «без души разумной», осуждает не признающих Христово Воскресение, а также тех, кто считали, что на Кресте претерпело страдание и смерть Божество, предостерегает от «введения в Божество двух начал» и др.; во взглядах оппонентов Стефана Зизания (социниан) и, как полагают исследователи, в какой-то степени в его собственных отразилось достаточно часто имеющее место смешение тринитарной проблемы (когда речь идёт о равночестности Лиц Святой Троицы) и вопросов домостроительства спасения (в котором основная роль принадлежит воплотившемуся Сыну Божию – Христу). Активную критику со стороны католиков и униатов вызвало толкование Стефаном Зизанием восьмого члена Символа веры («И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»): «А этим артикулом мы опровергаем ошибку тех, кто утверждает, что уже состоялся суд и что якобы души грешников обрели страдание, а души праведных – совершенное воздаяние; это противоречит и Писанию и самому разуму». Жебровский и вслед за ним другие полемисты указывали, что таким образом Стефан Зизаний отвергает представление о частном суде, совершающемся над душой сразу после смерти, и в силу этого отрицает, что после смерти людей их души попадают в Небесное Царствие или в ад. Более подробно это же обвинение в адрес Стефана Зизания излагает Мелетий (Смотрицкий): «Там, где опровергается чистилище, он (Стефан Зизаний) считает учение о частном суде еретическим..., он отвергает, что души праведников по исходе из тел пребывают там, где Иисус Христос, и помещает их в земном раю..., утверждает, что infernus вовсе не означают ад и что в аду грешники и бесы и теперь ещё не мучатся». Ниже Мелетий ещё раз перечисляет заблуждения Стефана Зизания, относящиеся к понятию частного суда: Стефан Зизаний «не признаёт частного суда..., изгоняет из неба души праведников, отлучая их от Иисуса Христа..., души умерших праведников помещает в земной рай..., самого апостола Павла он отлучает от сообщества Христова, утверждая, что души всех умерших праведников находятся в раю»; по словам Мелетия, Стефан Зизаний считал, что «преисподняя и ад не суть одно и то же..., будто души умерших грешников доселе не мучимы вместе с демонами».

 



 
PR-CY.ru