ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо

ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725–1791 гг.) – немецкий протестантский теолог, историк церкви, один из основателей библейской критики. В 1743–1750 гг. учился в Галльском университете (сначала изучал классическую филологию, историю, логику и математику, с 1744 г. – в основном, теологию). Одним из его учителей был Зигмунд Якоб Баумгартен (1706–1757 гг.). После защиты работы, в которой он стремился доказать древность и достоверность текста 1 Ин. 5:7 (Иоаннова запятая), И.З. Землер получил степень магистра (1750 г.) и был приглашён на должность профессора истории и латинской поэзии в Альтдорфский университет (1751 г.). С 1753 г. – профессор на богословском факультете университета в Галле. И.З. Землер – автор более 280 работ по толкованию Нового Завета, исагогике, критике текста, герменевтике, истории церкви, истории догматов и апологетике. В рамках учения о принципах богословских суждений различал христианскую «религию» и научную «теологию». В его работах теология – это, прежде всего, изменяющаяся и способная к развитию научная рефлексия об истинах религии. Изучение теологии необходимо студентам-богословам, будущим учителям и пастырям. По мнению И.З. Землера, протестантская церковь перед лицом критики религии со стороны радикальных деистов должна стремиться к улучшению методологии и аргументации академической теологии, которая призвана выполнять основную апологетическую функцию – защиту христианской религии. Под религией он понимал, в первую очередь, хранимые всеми христианами веру и благочестие. Религия – это частное, личное восприятие открытой христианам истины о Боге; она охватывает не всё церковное догматическое учение, но лишь положения о самом существенном содержании христианской веры. Различные формы христианской «частной религии» необходимо уважать, даже если они далеки от конфессиональных «религиозных партий». Теология как академическая дисциплина должна основываться только на историческом методе. Поскольку религия есть выражение личного опыта христианина, научная критика авторитетных христианских текстов, в первую очередь, текстов Священного Писания, не представляет для неё угрозы. Критике текста Нового и Ветхого Заветов посвящена большая часть четырёхтомной «Герменевтики» (1760–1769 гг.). В этой работе И.З. Землер подчёркивал необходимость историко-критического подхода к толкованию Священного Писания, позволяющего избежать ошибок, которые возникают из-за аллегорического метода, принятого в Римско-католической церкви, и субъективности пиетистской экзегезы. Только с помощью исторической критики, по мнению И.З. Землера, можно установить, что стремился сообщить библейский автор первым слушателям и читателям, и только этот метод исключает возможность подмены намерения библейского автора мнением экзегета, толкующего этот текст.

 



 
PR-CY.ru