ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ - Страница 16

Ещё более загадочным и интригующим исследователям представляется цитируемое Симпликием мимолётное свидетельство Александра Афродисийского, согласно которому Зенон Элейский учил, «что одно не есть ни одно из сущих». В этих словах исследователи вполне видят зачатки представлений о трансцендентности божественного Единого, которое есть одновременно «сущее» и «сверхсущее», «не-сущее». Исследователи считают вполне возможным также, что именно в результате аналитической работы Зенона Элейского в элейской школе было чётко сформулировано мнение о бестелесной природе Единого, отсутствующее у Парменида, но уже встречающееся у Мелисса: «Если оно есть, то должно быть одно, а коль скоро оно одно, то должно не иметь тела». Тем самым физико-логические исследования Зенона Элейского имели, по сути, теологический результат – выявилось, что понятие единства и неделимости приложимо лишь к Богу и оказывается противоречивым при его использовании применительно к вещам этого мира. Апории Зенона Элейского, несомненно, оказали серьёзное влияние на атомизм Левкиппа и Демокрита (прежде всего, в части постулирования ими неделимых атомов как средства избежать ловушки «Дихотомии»), среди софистов следы влияния Зенона Элейского присутствуют в сохранившихся фрагментах Горгия и общей философской методологии Протагора. Прямое влияние учения Зенона Элейского на мысль Платона прослеживается лишь в «Пармениде» (рассуждения о едином и многом), гораздо более серьёзным и широким было воздействие апорий на формирование физики Аристотеля, многие понятия которой (время, движение и его континуальность и др.) разрабатывались в жёсткой полемике со взглядами Зенона Элейского. В эллинистическую и поздневизантийскую эпоху интерес философов к аргументации Зенона Элейского в целом ограничивался областью её рассмотрения в аристотелевской «Физике»; например, именно через призму аристотелевской критики излагал апории Зенона Элейского Константинопольский патриарх Геннадий II Схоларий в трактатах, посвящённых истолкованию «Физики» и других работ Аристотеля. Начиная со Средних веков имя Зенона Элейского практически было предано забвению. В Новое время упоминание его парадоксов нередко встречается в сочинениях учёных и философов, однако особый интерес к его учению пробуждается лишь со второй половины XIX в., когда начинает формироваться математический и логический аппарат, позволивший в дальнейшем рассмотреть парадоксы на качественно новом уровне. Своеобразный итог многовековой истории апорий Зенона Элейского был подведён Ф. Кайори, который систематизировал все упоминания о парадоксах движения Зенона Элейского от Аристотеля до раннего Б. Рассела, рассмотрев их в аспекте взаимосвязи с математическим учением о пределе и теорией множеств Г. Кантора. В XX в., после анализа в основополагающих работах Б. Рассела, А. Бергсона, А. Уайтхеда, В. Френкеля, А. Грюнбаума и многих других авторов, идеи Зенона Элейского становятся постоянным предметом разработки и научных дискуссий в современной философии. Различные исследования апорий Зенона Элейского, которые продолжают появляться до настоящего времени, убедительно свидетельствуют, что зафиксированные в парадоксах сложности, возникающие при попытках совместить эмпирический и интеллектуально-логический подходы к действительности, по-прежнему тревожат человеческую мысль, заставляя её вновь и вновь обращаться к поиску и созданию адекватного языка описания окружающей реальности.



 
PR-CY.ru