ЗВЕЗДИЦА - Страница 2

В «Диатаксисе Божественной литургии» Филофея Коккина (XIV в.), получившем повсеместное распространение в православном мире, слова на поставление звездицы были отредактированы. Вслед за литургической практикой звездица рассматривалась как образ Вифлеемской звезды в толкованиях Николая Кавасилы (середина XIV в.) и Симеона Фессалоникийского (начало XV в.). В XV в. на Ферраро-Флорентийском соборе после прочтения и подписания документа об унии латиняне задали грекам ряд дополнительных вопросов. Акты Собора не содержат на них ответов, в документах лишь упоминается, что вопросы были разрешены митрополитом Митиленским Дорофеем «канонично и по закону». В современном православном богослужении звездица поставляется на дискос в конце проскомидии, снимается с него во время анафоры и возлагается на дискос в сложенном виде вместе с копием, со лжицей и с покровцом после причащения. Различие между русской и греческой практикой состоит в выборе стиха на поставление звездицы. Русский Служебник сохраняет те же слова, что и «Диатаксис...» Филофея, в то время как последние издания «Иератикона» греческой церкви возвращаются к дофилофеевскому стиху псалма 32. При этом в греческой практике архиерейской литургии используется тот же стих, что и в «Диатаксисе...» Филофея, но в несколько иной редакции. Современный русский Требник содержит молитву, вошедшую в практику Русской церкви после включения в киевский Дополнительный Требник 1863 г. ряда чинов, составленных Петром (Могилой) на освящение сосудов. Звездица используется также в армянском, коптском и восточно-сирийском обрядах. У коптов звездица имеет ту же древнюю форму, что и звездица из Сионского клада (отсюда её название – kuddah – купол). В XVI в. в католической церкви вошёл в употребление аналог звездицы – stellula. Она использовалась во время торжественной папской мессы для покровения на патене уже освящённой гостии, которая после целования мира подносилась иподиаконом сидящему на троне папе для причащения. Поскольку перед этим патена с освящённой гостией окутывалась иподиаконом наплечным покрывалом (Schultervelum), предназначение stellula состояло в том, чтобы не допустить соприкосновения покрывала с гостией. Звездицу изготовляли из олова, серебра, в том числе позолоченного, золота (поздние произведения). Дуги и медальон звездицы украшались орнаментом и изображениями в различных техниках (скань, резьба, эмаль). На выбор декоративных мотивов, образов и сюжетов влияла символика евхаристии и Святых Даров. Древнейшим является тип звездицы с узкими дугами. Форма дуг в произведениях барочного стиля приобретала сложные очертания, прежде всего, в местах обрамления лицевых изображений. Из числа византийских произведений до настоящего времени сохранилась серебряная позолоченная звездица второй половины XIV в. из монастыря Ватопед на Афоне с резными изображениями херувимов и серафимов по дугам в круглых медальонах и фигурой голубя на пересечении дуг. Ранними русскими образцами являются звездицы XVI в. (Русский музей, Новгородский музей-заповедник).

 



 
PR-CY.ru