ЗВЕЗДИЦА

ЗВЕЗДИЦА (лат. stellula – маленькая звезда) – в христианском богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства евхаристии. Представляет собой две перекрещенные под прямым углом на высоте 10–17 см металлические дуги, которые в ранних звездицах были изогнуты в форме параболы, в звездицах XVIII–XIX вв. преломлены под прямым углом. Как правило, их крепление подвижное с помощью винта, так что их можно сложить, или раздвинуть. Раздвинутая и поставленная на дискос звездица служит опорой для возлагаемого на дискос покровца и не допускает непосредственного соприкосновения его с евхаристическим Хлебом. Древнейший известный экземпляр – серебряная звездица (середина VI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон) из так называемого Сионского клада (коллекция утвари – дар епископа Евтихиана церкви, отождествляемой с церковью монастыря Святого Сиона, основанного Николаем Сионским в VI в. в Ликии). Эта звездица в отличие от современных звездиц имеет полукруглую форму дуг, которые в раздвинутом виде образуют купол. Одно из самых ранних изображений звездицы встречается на мозаике «Причащение апостолов» собора Святой Софии в Киеве под конхой в центральной апсиде (1040 гг.). В письменных источниках звездица впервые упоминается в уставе Михаила Атталиата, основавшего монастырь в Редестe в 1077 г. Кроме того, звездицы, выполненные из драгоценных металлов, включены в две описи церковного имущества, происходящие из афонского монастыря Ксилургу (1143 г.) и из церкви в Фессалонике (1189 г.). В толковании на Божественную литургию XII в., ошибочно приписываемом Софронию Иерусалимскому, говорится, что «звездица, подобно четырём животным, покрывает небесный угль» и служит «также для того, чтобы жемчужины не соприкасались с покровцом». Относительно ранние свидетельства об использовании звездицы в православном богослужении (terminus ante quem – VI в.) и отсутствие упоминаний о ней в древнейших толкованиях на Божественную литургию говорят о том, что наличие звездицы в числе богослужебных сосудов обусловливалось сугубо практическими нуждами (на эту роль звездицы указывает и комментарий Псевдо-Софрония) и не связывалось с символическим толкованием священнодействий проскомидии. Наименование же «звездица» исторически связано, как полагают исследователи, как с формой самого сосуда, так и с формой дискоса, который в комментарии на «Церковную историю» или «Тайноводственную историю кафолической Церкви» (VIII в.) толкуется как небесный круг (см. также комментарий Симеона Фессалоникийского, согласно которому звездица, положенная на дискос, знаменует не только Вифлеемскую звезду, но и звёзды вообще). В появившихся в XII–XIII вв. уставах (диатаксисах) Божественной литургии, кодифицирующих, в частности, порядок священнодействий на проскомидии, указано, что иерей поставляет звездицу на дискос со словами из Пс. 32:6 после приготовления Святых Даров и перед их покровением. В XIII в. под влиянием «Протеории» Николая Андидского XII в. (позднее отредактирована Феодором Андидским) звездица стала толковаться как Вифлеемская звезда. Так, в рукописи устава проскомидии, отражающей афонскую практику XIII в., написано, что звездица полагается на дискос со словами, представляющими собой парафраз евангельского стиха Мф. 2:9, а шестой стих псалма 32 произносится при возложении покровца (тот же устав зафиксирован в более позднем списке Пантелеимонова монастыря, изданном Николаем Фомичём Красносельцевым).

 



 
PR-CY.ru