ЗВЕЗДА ВОЛХВОВ, Вифлеемская звезда - Страница 5

С 20 г. до н.э. по 10 г. н.э. в китайских источниках, скрупулёзно фиксировавших небесные явления, отмечено только три кометы: в 12 (комета Галлея), 5 и 4 гг. до н.э. Комета 5 г. до н.э., так называемая метлообразная звезда, появившаяся в период с 9 марта по 6 апреля и наблюдавшаяся в течение 70 дней в области созвездия Козерога, подходит под время появления Вифлеемской звезды. Подробное обоснование этой теории представил английский естествоиспытатель К. Хамфриз. Некоторые исследователи предложили пересмотреть традиционную дату кончины Ирода (незадолго до пасхи 4 г. до н.э.), задающую terminus ante quem для поисков Звезды волхвов. Однако его датировка не была признана. В. Папке усмотрел в Вифлеемской звезде вспышку сверхновой звезды, о которой, по его мнению, говорится в апокалиптическом знамении о «жене, облечённой в солнце» (Откр. 12:1 след.). На основании его астрономической трактовки В. Папке «рассчитал» точное время рождения Христа (между 18 ч. 26 мин. и 20 ч. 15 мин. 30 августа 2 г. до н.э.) и прибытия волхвов в Вифлеем (6 ч. 57 мин. 28 ноября того же года). По мнению православного исследователя Михаила Николаевича Скабаллановича, явление Вифлеемской звезды обретает смысл только во вселенском масштабе: «Говорить, что она появилась только для волхвов, чтобы сообразно их астрологическим воззрениям указать им на Новорождённого Мессию – это значит умалять всё неизмеримое величие этого эпизода Рождества Христова, взятого самого по себе». Кроме того, он отстаивает традиционное воззрение на происхождение Вифлеемской звезды, которое не противоречит естественным астрономическим законам: «Одинаково трудно предположить, чтобы Бог сотворил для этой цели новую звезду, как и то, чтобы Он воспользовался в данном случае какой-либо из существующих звёзд, сообщив ей особенное движение и блеск». Величайшее значение рассказа о Вифлеемской звезде состоит в том, что в нём содержится уникальное по точности подтверждение достоверности евангельского повествования. В исторической хронологии астрономические явления признаны наиболее объективными и надёжными свидетельствами. Можно лишь констатировать, что легендарное по форме повествование евангелиста Матфея, ставшее впоследствии излюбленным сюжетом рождественских действ или мистерий, содержит датирующие элементы, выдерживающие самую строгую научную проверку. В настоящее время отождествление «царской звезды» с «великим схождением» Юпитера и Сатурна в 7 г. до н.э. признаётся большинством исследователей. У них есть веские научные основания относить рождение Иисуса Христа к промежутку между 7 и 5 гг. до н.э. Такая датировка не противоречит хронологическим указаниям евангелиста Луки (Лк. 3:1–2, 23): к моменту Крещения на 15-м году правления Тиберия (28/29 г. н.э.) возраст Христа составил немногим более 30 лет. Тем не менее, исследователи замечают, что ни одна астрономическая теория не может полностью строго соответствовать евангельскому повествованию о чудесном явлении Вифлеемской звезды.



 
PR-CY.ru