ЗВЕЗДА ВОЛХВОВ, Вифлеемская звезда - Страница 2

С этим описанием сходно свидетельство апокрифического «Протоевангелия Иакова» (вторая половина II в.), в котором говорится, что волхвы видели «звезду большую, сиявшую среди звёзд и помрачившую их, так что они почти не были заметны». Ориген (первая половина III в.) одним из первых христианских экзегетов соотнёс явление Вифлеемской звезды с пророчеством Валаама из Числ. 24:17: «Восходит звезда от Иакова, и восстаёт жезл от Израиля...» При этом он считал Вифлеемскую звезду «новой, не похожей на обыкновенные звёзды», а именно кометой, знаменующей «рождение Того, Кто должен был произвести обновление в человеческом роде и возвестить Своё учение не только иудеям, но и грекам, и многочисленным варварским племенам». Впоследствии это предание также разделял и Иоанн Дамаскин (VIII в.), который, ссылаясь на мнение Василия Великого (около 329/330 – 379 гг.), что Звезда волхвов не могла быть обычной звездой, допускал, что она могла быть кометой. Иное толкование Вифлеемской звезды представлено у Иоанна Златоуста (конец IV в.). В «Беседах на Евангелие от Матфея» в контексте активной полемики с заблуждениями астрологов он особенно настаивал на том, что на рождение Христа указала «не обыкновенная звезда, и даже не звезда, а... какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды». Эта божественная сила привлекла волхвов ко Христу, «чтобы освободить их, наконец, от занятия звёздами и прекратить власть астрономии». Он также специально подчёркивал служебный характер Вифлеемской звезды на пути волхвов ко Христу: «Побудивший их идти и руководствовавший ими в пути, после того как поставил пред яслями, наставляет их уже не чрез звезду, а чрез ангела; таким образом понемногу они восходили к высшему». «Магов чрез звезду и чрез ангела, а нас чрез Самого Единородного Он научил возвышенному, таинственному и превосходящему наш разум». Призвание же волхвов, по мнению святителя, «было делом не одной звезды, но Сам Бог подвиг их сердце». В этом свете важно мнение и Тертуллиана (конец II – начало III вв.), для которого явление Звезды волхвов означало не оправдание, а прекращение занятия астрологией, терпимой лишь до Рождения Христа, после которого никто уже не должен дерзать исчислять дни человека по течению звёзд. Традиции истолкования Иоанна Златоуста следует Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.), считавший, что в образе Вифлеемской звезды божественная сила стала для волхвов «знакомым знаком, подобно как рыбака Петра, изумив множеством (пойманных) рыб, (Господь) привлёк ко Христу». Григорий Двоеслов (VI в.) подчёркивал, что Вифлеемская звезда была явлена для язычников, поскольку «иудеям, как имеющим разум, долженствовало проповедовать разумное существо, т.е. Ангел, а язычники, как не имеющие разума, приводятся к познанию Господа не гласом, но знамениями». В целом, несмотря на различное понимание природы Вифлеемской звезды, св. отцы при истолковании её явления сходились в том, что это событие чудесным образом подчёркивало важность Рождества Христова для всего человеческого рода.

 



 
PR-CY.ru