ЗВАРТНОЦ - Страница 2

Мастера Звартноца были новаторами в области конструктивных решений. В забутовке обнаружены необычно лёгкие пористые камни, являющиеся искусственно вспученными обсидианами с объёмной массой 500–800 кг/куб. м. Они предназначались для облегчения массивов сводов с целью уменьшения нагрузок на нижние конструкции. Кровли были черепичными. Композиция идеально центрического храма сформирована оригинальным сочетанием тетраконха и ротонды. Чередование изрезанных массивных подкупольных столбов и четырёх полукруглых экседр определяет широкий подкупольный квадрат (пролёт арок около 11 м). На нижнем уровне экседры ограничены семипролётными аркадами на шести цилиндрических колоннах. Звартноц имел светлый интерьер с богатой градацией световых зон и потоков. За подкупольными столбами, на пересечении диагональных осей и окружности, в которую вписан тетраконх, расположены четыре высокие круглые колонны, увенчанные капителями (с рельефами, изображающими орлов), которые обращены в пространство обхода. На эти колонны и вершины экседр (с одной стороны) и внешнюю стену храма (с другой) опирался полуцилиндрический свод большого пролёта, перекрывавший круговой обход. Звартноц имел пять входов: с запада, юга и севера, а также по диагональным осям между ними. Южный и северный находятся в глубине сильно выступающих сводчатых портиков – первый пример подобного решения, часто применявшегося в дальнейшем. Входы выводят в кольцевой обход: осевые – напротив центрального арочного проёма соответствующей экседры, диагональные – перед колоннами с орлами. Первая научная реконструкция Звартноца была предложена Т.А. Тораманяном, его идеи развиты Тираном Марутяном и работавшими над проектом реставрации Липоритом Садояном, Г. Налбандяном, С. Сарояном, Т. Геворгяном. Альтернативные, но не получившие признания варианты реконструкции были предложены Александром Васильевичем Кузнецовым, Степаном Хачатуровичем Мнацаканяном и Ю. Клайнбауэром. Мнения авторов реконструкций не совпадают по таким основным вопросам, как первоначальность восточного прямоугольного отсека, существование пространства под апсидой и особенно относительно композиции верхних ярусов. Так, одни учёные склонны видеть над кольцевым обходом хоры (Т. Тораманян, Т. Марутян), другие отрицают их существование (С. Мнацаканян). С решением этого вопроса связывается высотное построение: без хоров церковь выглядит менее вытянутой по вертикали. Большинство учёных соглашаются с версией Т. Тораманяна о трёхъярусном построении объёмов, т.к. экседры должны были возвышаться над амбулаторием хотя бы для обеспечения освещённости тетраконха. Трёхъярусность и цилиндрическая внешняя форма среднего звена находят параллели в глиняной модели храма, обнаруженной Николаем Яковлевичем Марром при раскопках однотипной церкви Гагикашен в Ани (1000 г.), в формах храма в Банаке (650 гг., начало X в.) и его изображении в росписи церкви в Ошки (как предполагают исследователи, 963–973 гг.).

 



 
PR-CY.ru