ЗАХАРИЯ, Копыстенский - Страница 5

Главная тема «Палинодии» – обоснование неканоничности унии Западнорусской митрополии и католической церкви и опровержение слов Л. Кревзы о том, что Русская церковь со времени возникновения подчинялась Риму, а не Константинополю. Захария стремился, в первую очередь, доказать изначальную принадлежность Киевской митрополии к Константинопольскому патриархату и отсутствие у папского престола прав на неё. Эта задача отражена в составленном из частей греческих слов названии трактата, которое исследователи переводят как «древний путь» (в начале XVII в. полемическое сочинение в защиту православия с таким же названием написал Мелетий (Смотрицкий), оно не сохранилось). В «Палинодии» впервые в славянской книжности последовательно изложена история Киевской митрополии. Одновременно трактат исследователи считают одной из самых ранних попыток создания целостной истории Руси. В первой части труда автор доказывает, что власть в церкви апостола Петра не выше власти других апостолов. Во второй части содержатся рассуждения о том, что все епископы унаследовали от всех апостолов равные права в церковной иерархии, поэтому Римский епископ не может претендовать на верховенство среди христиан, он никогда не управлял Восточными церквами, не поставлял восточных патриархов, не имеет права судить их. Захария пишет о том, что завоевание Византии турками не свидетельствует об оскудении у греков веры. Говоря о благодатности Восточной церкви, автор особо отмечает, что в ней во все времена было много святых. Раздел 13 второй части посвящён Ферраро-Флорентийскому собору, который, по мнению Захарии, неканоничен. В третьей части рассказывается о принятии Русью христианства от Константинопольской церкви, рассматривается история Русской церкви, причём автор уделяет особое внимание взаимоотношениям Киевских митрополитов и Константинопольских патриархов. Здесь же приведены перечни Киевских митрополитов и Константинопольских предстоятелей, описывается отпадение Римской церкви. В четвёртой части освещается история восточных славян («народу российского») и рассматриваются некоторые вопросы, связанные с Брестской унией. В приложениях содержатся панегирики восточным патриархам, разбирается вопрос об «апостольских столицах» (кафедральных городах восточных патриархов). Хотя значительная часть «Палинодии» посвящена богословским вопросам, в первую очередь, догматическим спорам с католицизмом, не меньше места отведено исторической теме.

 



 
PR-CY.ru