ЗАХАРИЯ, Копыстенский

ЗАХАРИЯ, Копыстенский (не позже 1585 – 1627 гг.) – архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, православный полемист, издатель. Деятельность Захарии пришлась на период, следовавший за заключением в 1596 г. частью западнорусского духовенства Брестской унии с католической церковью. Это было время нелегального существования православия в Речи Посполитой и репрессивной политики в отношении его приверженцев со стороны государственной власти и католической церкви. Захария происходил из перемышльской шляхты. Его место рождения указывает Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (Киев, 1638 г.). Захария состоял в родстве с Перемышльским епископом Михаилом (Копыстенским), решительным противником унии, был либо его братом (родным или двоюродным), либо племянником (сыном Фомы, брата епископа Михаила). Исследователям известен ещё один родственник и современник Захарии – Василий (Копыстенский), который в 1627 г. был настоятелем Дятловицкого монастыря в Пинском повете (монастырь был основан в 1622 г. как зависимый от Киево-Печерской обители). Захария, по мнению исследователей, получил хорошее образование. Они считают, что он учился во Львовской братской школе, известной хорошим уровнем преподавания греческого языка и большой библиотекой (маловероятным исследователям представляется высказываемое в литературе предположение о том, что Захария учился также в Острожской школе, поскольку в «Палинодии» он пишет, что никогда не встречался с князем Константином Константиновичем Острожским.) Из сочинений Захарии исследователям известно, что он жил какое-то время в монастыре Путна в Молдавии (ныне в Румынии) и пользовался его богатой библиотекой. В 1612–1615 гг. Захария упоминается как избранный архимандрит Уневского монастыря на Львовщине. В 1615 г. переехал в Киев, 4 января следующего года вступил в новообразованное киевское православное Епифаниевское братство. Вскоре настоятель Киево-Печерского монастыря архимандрит Елисей (Плетенецкий), который много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил Захарию вступить в братию монастыря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположён во диакона. Книжник стал келарем монастыря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, которая под его руководством превратилась в один из главных центров православного просвещения, был монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, преподавал в братской школе на Подоле. Захария был инициатором, переводчиком и составителем многих изданий, которые нередко сопровождал своими предисловиями и посвящениями. Не позднее декабря 1616 г. в монастырской типографии была издана первая книга «Часослов» с предисловиями архимандрита Елисея и Захарии. В январе 1619 г. увидел свет «Анфологион, или Избранная Минея на весь год», поправленный и отчасти переведённый с греческого языка Иовом (Борецким; впоследствии митрополит Киевский) и отредактированный Захарией.

 



 
PR-CY.ru