ЗАХАРИЙ ЗОГРАФ

ЗАХАРИЙ ЗОГРАФ, Димитров Захарий Христович (1810–1853 гг.) – болгарский художник и иконописец, творчество которого исследователи считают переходным этапом от церковной живописи к светской. Сын основоположника самоковской художественной школы Христо Димитрова. Учился мастерству у старшего брата Димитра, с которым совместно работал с 1831 г. С 1827 г. учился в Самоковском келейном училище у деятеля болгарского просвещения архимандрита Неофита Рильского, впоследствии вёл с ним активную переписку. До 1835 г. жил в Самокове, в 1835–1842 гг. – в Пловдиве, впоследствии работал в разных болгарских монастырях и на Афоне. Помимо росписи церквей и соборов писал иконы: самые известные – «Богородица с Младенцем», «Святой Харалампий», «Вознесение пророка Илии» в церкви равноапостольных Константина и Елены в Пловдиве (до 1836 г.); «Успение Пресвятой Богородицы» и «Святой Евстафий» в церкви Пресвятой Богородицы в Копривштице (до 1838 г.), настенные ктиторские портреты, а также портрет Неофита Рильского (масло; 1838 г., Независимое государство Хорватия), «Автопортрет» (масло; около 1838 г., Независимое государство Хорватия) и пейзажи. Первая настенная роспись, выполненная Захарием Зографом в конце 1830 гг. на своде над источником при церкви Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. создал два стенописных образа Георгия Победоносца (сохранился только над вратами во дворе метоха Бачковского монастыря в Асеновграде). В 1840–1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую церковь Бачковского монастыря. На восточной стене Никольской церкви написал композицию «Страшный Суд», в которую включил изображения болгарских чорбаджиев с жёнами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад (впоследствии этот приём, производивший впечатление на современников, использовал неоднократно). На восточной стене открытой галереи монастыря Захарий Зограф представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844 г.; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митрополита Иеремии), Плаковского (1845 г.), Долнобешовицкого (1845 г.), Трояновского (1847–1848 гг.), Преображенского (Велико-Тырново; 1847–1849 гг.) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851 г., росписи погибли при землетрясении в 1913 г.) монастырей. Вершиной творчества Захария Зографа исследователи считают росписи в галерее и на стенах Успенской церкви Троянского монастыря. В масштабной по объёму композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также несколько групповых портретов ктиторов и первые в болгарской живописи образы русских святых (князей Бориса и Глеба, Ростовского митрополита Димитрия). В росписи Преображенского монастыря включены образы болгарских святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету Захарий Зограф отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого монастыря создал иконы «Преображение», «Архангел Михаил», «Пресвятая Богородица», «Иисус Христос», «Святой Иоанн Рильский». В 1851–1852 гг. на Афоне Захарий Зограф расписал церковь Преображения Господня при болгарском корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресвятая Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи своё имя, национальность и место рождения. После 1852 г. Захарий Зограф вернулся в Самоков и, в основном, писал портреты. По мнению исследователей, его творчество соединяет черты канонической болгарской церковной живописи, воспринятой от отца, брата и старших современников, и светского искусства. Изменения коснулись как цветового решения (смелое сочетание тёплых и холодных тонов), так и построения композиции; современную трактовку получили евангельские сюжеты благодаря внесению в них сцен из жизни болгарского народа. Многие приверженцы традиционной живописи, в частности Чигиринский  епископ Порфирий (Успенский), считали, что фрески Захария Зографа в Великой Лавре «оскорбляют эстетический вкус».

 
PR-CY.ru