ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович - Страница 4

И.П. Зарудный неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвящённых победам в Северной войне и важным династическим событиям. Исследователи считают его автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (например, Синодальные ворота, сооружённые «трудами школьных учителей» (1709 г.), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721 гг.), Синодальные ворота у Казанского собора (1721 г.) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик некоторых из них известен исследователями по гравюрам. В 1722 г. И.П. Зарудному было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем которого он был определён. В 1724 г. И.П. Зарудный участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Под его руководством были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, в настоящее время известные только по описанию. Широкий спектр занятий И.П. Зарудного характеризует его как разносторонне одарённого, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царём за талант и деловые качества администратора. Несмотря на разнообразие его жизненных и профессиональных интересов, у исследователей есть основания полагать, что их основной сферой была именно архитектура; при этом отсутствуют какие-либо прямые свидетельства об архитектурной деятельности И.П. Зарудного, его архитектурная графика исследователям практически неизвестна. И.П. Зарудный обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с другими свидетельствами дало повод исследователям считать его главным архитектором Москвы петровских времён. И.Э. Грабарь и другие исследователи пытались приписать ему ряд известных памятников московской архитектуры начала XVIII в. – церкви св. Панкратия близ Сухаревой башни (1700 г., не сохранилась), мученика Иоанна Воина на Якиманке (1709–1717 гг.), апостолов Петра и Павла на Новой Басманной (1705–1714 гг.), соборы Заиконоспасского (1709 г.) и Варсонофиевского (1709–1714 гг., не сохранился) монастырей, надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря (1713–1714 гг.), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1703–1711 гг.) и др. Эти атрибуции ценны для исследователей как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников; несмотря на то что в настоящее время не представляется возможным признать И.П. Зарудного архитектором, исследователи не сомневаются в его существенной роли во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное пространство Москвы петровского периода.



 
PR-CY.ru