ЗАРИН (Зорин) Дмитрий Иванович

ЗАРИН (Зорин) Дмитрий Иванович (1862? – 1925 гг.) – учитель пения, хоровой дирижёр, автор методических пособий по школьному церковному и светскому пению, общественный деятель. Отец Д.И. Зарина Иоанн был настоятелем церкви мученика Иоанна Воина на Якиманке. Окончил Московскую духовную семинарию в 1883 г. Работал в ряде учебных заведений Москвы: с 1884 г. – учителем пения в первой московской мужской гимназии; с 1890 г. в четвёртой московской мужской гимназии занимался с детским хором мальчиков (60 человек), участвовал в благотворительных концертах в пользу неимущих учеников, проводил бесплатные литературно-музыкальные вечера; с 1892 г. был регентом хора, смотрителем и надзирателем за воспитанниками пансиона; с 1899 г. преподавал церковное пение в Мариинском епархиальном женском училище, женской гимназии Екатерины Евгеньевны Констан, учительской женской семинарии Прасковьи Ильиничны Чепелевской. В 1910 г. вёл хоровой класс в Народной консерватории (по Остоженскому округу). Был регентом в церкви святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. Преподавал в третьей женской гимназии. Неоднократно выступал как дирижёр сводного хора учащихся начальных школ Москвы (1902–1916 гг.). В 1900 г. Д.И. Зарин получил диплом члена-сотрудника Наблюдательного совета при Московском Синодальном училище церковного пения. С 1902 г. состоял членом Общества любителей церковного пения в Москве и выступал с хором этого общества. Составил несколько учебных пособий по школьному церковному и светскому пению, известных основательностью и детальностью разработки. В «Музыкальной хрестоматии для уроков хорового пения» (М., 1895 г.), цель которой – обучить детей многоголосию (до трёх голосов), в качестве музыкального материала используются народные песни (русские, украинские, сербские, испанские, итальянские, персидские, финские) и фрагменты из произведений русских и зарубежных композиторов. В работе «Хоровое пение в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения» (М., 1904 г.) Д.И. Зарин предлагал ввести повсеместное преподавание пения в учебных заведениях и представил курс из 200 уроков. Его наиболее значительная книга «Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом: Год первый» (М., 1907 г.) связана с преподаванием церковного и светского пения в народной школе. Она состоит из двух частей: первая, музыкально-теоретическая, посвящена вопросам формирования основных вокально-хоровых навыков; вторая, практическая, содержит поурочные планы. Непосредственно церковному пению посвящена глава 4 («Художественный материал»). Для народной школы

 



 
PR-CY.ru