ЗАНДЕР Лев Александрович - Страница 5

Однако ограничение личного характера человеческого бытия происходит не только со стороны зла: «На вершинах добра человек так же перерастает самого себя и, преодолевая свою ограниченность, сливается с “иным”», тем самым «границы проблемы добра оказываются бесконечно более широкими, чем начало личности». Таким образом, Ф.М. Достоевский является, согласно Л.А. Зандеру, не только знатоком человеческой души, но и «не в меньшей мере тайнозрителем доличного и сверхличного начала». К теме Ф.М. Достоевского Л.А. Зандер возвращается в одной из поздних статей «Монашество в творениях Достоевского: (Идеал и действительность)» (1963 г.). Вопреки критике Константина Николаевича Леонтьева, будто бы Ф.М. Достоевский не знал и не понимал монашества, Л.А. Зандер полагает, что у Ф.М. Достоевского даётся не феноменологический анализ исторических форм монашества, но идея и идеал монашества. В ряде статей Л.А. Зандер также затрагивает этические вопросы. Так, небольшая работа «Грустный рай» (1928 г.) посвящена идее земного рая: простое стремление к прекрасной и справедливой жизни не противоречит христианству, однако горделивая мечта осуществить эту задачу исключительно своими силами, и притом в «мировом масштабе», есть бунт против Творца, неприятие Его воли, желание исправить созданный Им мир и встать на Его место. «Грусть, – делает вывод Л.А. Зандер, – последняя сущность, конечный вывод земного рая – человеческой и только человеческой культуры». Такой грусти противостоит христианская радость («Всегда радуйтесь»), которая исполняется в церкви. Скорбь жизни при этом не уничтожается, но она утверждается как временная (путь к вечному блаженству). Проблемам экуменизма посвящены книга «Vision and Action» («Созерцание и действие», 1952 г.) и несколько статей, в том числе «И согласно славим всесвятаго Духа: (О сущности экуменического движения)» в сборнике «Живое предание» (1937 г.). Наиболее известна деятельность Л.А. Зандера как исследователя и популяризатора учения протоиерея Сергия Булгакова. В большом двухтомном труде «Бог и Мир» (1948 г.), начатом ещё в 1942 г. при жизни и непосредственном участии протоиерея Сергия, Л.А. Зандер изложил его богословскую систему близко к тексту, не вдаваясь в критический анализ и не рассматривая генезис его мысли и влияние на других мыслителей. Л.А. Зандер написал также ряд статей о протоиерее Сергии Булгакове, предисловия и примечания к некоторым его книгам. По словам архиепископа Иоанна (Шаховского), Л.А. Зандер «был единственным учеником системы о. Сергия Булгакова», однако сила его служения церкви была не в интерпретации идей протоиерея Сергия Булгакова, но, прежде всего, «в служении русской молодёжи за рубежом России и в явлении Православия инославному миру Западной Европы. В том и другом он был апостолом Церкви».



 
PR-CY.ru