ЗАНДЕР Лев Александрович - Страница 3

Говоря в этом смысле о русских философах, враждебно настроенных по отношению к религии, Л.А. Зандер отмечает, что среди них почти не встречалось такого антирелигиозные вдохновения, как, например, у Фридриха Ницше. В то же время для большинства русских философов, равнодушных к религии (главным образом, русских кантианцев) и увлекавшихся идеалом чистого знания, это было переходной стадией, что объясняет, согласно Л.А. Зандеру, одну из основных тем русской религиозной философии – «преодоление кантианства». В качестве примеров он приводит «Критику отвлечённых начал» Владимира Сергеевича Соловьёва, «Метафизические предположения познания: Опыт преодоления Канта и кантианства» Евгения Николаевича Трубецкого, «Внутренний кризис трансцендентального идеализма» Сергея Алексеевича Алексеева (Аскольдова), работы Николая Онуфриевича Лосского, Сергея Николаевича Булгакова («Философия имени», «Трагедия философии»), Владимира Францевича Эрна («Борьба за Логос»). «Православие, – по словам Л.А. Зандера, – было для русских мыслителей тем воздухом, которым они дышали, если только они не запирались искусственно в безвоздушное пространство «чистого», то есть лишённого всякой конкретности, знания». Он подчёркивает, что было бы неверно видеть в творчестве русских религиозных философов всю православную философию, однако «в разнообразии созданного ими мы имеем элементы православной гносеологии, православной онтологии, православной этики, эстетики» и т.д. В этом смысле, делает вывод Л.А. Зандер, русская религиозная философия даёт возможность понять православие «не только как организацию церковной жизни, как систему догматических истин, но и как полноту и единство всего, что есть на земле и на небе». Одной из главных теоретических философско-богословских работ Л.А. Зандера является статья «Логика и догматика» (опубликована в 1942–1948 гг.). В первой части («Об определениях логики») он устанавливает связь логики и догматики путём определения предмета логики. Логика, согласно Л.А. Зандеру, – учение о воплощении смыслов (логосов) в формах человеческого мышления. «Вечное и временное, абсолютное и человеческое связано в ней в единый неразрывный узел» (отсюда следуют глубокая внутренняя связь и онтологическое единство между логикой и догматикой). Наука логики тезоименита Второму Лицу Пресвятой Троицы, «она стремится изучать всё причастное смыслу, причастное Логосу, земное имя коего есть Иисус Христос». Свидетельство связи логики с Логосом Л.А. Зандер усматривает в словах Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) – в них «Господь указывает на Себя как на Начало поведения, мысли и жизни, то есть как на Начало всякой этики, логики и биологии». Отсюда «логика возводится к своему первоисточнику и прототипу – она есть не что иное, как отражённая в законах человеческого мышления Христология, как учение о Логосе, вмещённое и преломлённое в закономерностях человеческого интеллекта».

 



 
PR-CY.ru