ЗАЛЕНСКИЙ Лев - Страница 3

Вступивший в управление Луцкой епархией в 1695 г. Дионисий (Жабокрицкий) до принятия монашества был женат на вдове, что являлось каноническим препятствием к его рукоположению во епископа. Не получив хиротонии в православной церкви, Жабокрицкий в 1697 г. начал переговоры с папским нунцием в Речи Посполитой, завершившиеся в конце 1700 г., когда Жабокрицкий провёл в Луцке епархиальный Собор, на котором добился принятия решения о переходе епархии в унию. 9 апреля 1702 г. во Владимире-Волынском Лев Заленский присоединил Дионисия Жабокрицкого к униатской церкви (по одним данным, в тот же день Лев Заленский рукоположил его во епископа, по другим – он уже имел сан от архиерея Константинопольского патриархата Мараморошского епископа Иосифа). При этом брак Жабокрицкого со вдовой Лев Заленский признал недействительным, а слух о его второбрачии – ложным. Поскольку православная Луцкая и униатская Владимиро-Волынская епархии во второй половине XVII в. территориально совпадали, в 1703 г. Лев Заленский и епископ Дионисий Жабокрицкий договорились о разделе управляемых ими епархий, по которому епископ Дионисий передал в управление Льва Заленского приходы и монастыри во Владимирском повете, а Лев Заленский отдал Жабокрицкому Кременецкую и Збаражскую протопопии, все униатские храмы в Луцке и Луцком и Кременецком поветах. 18 августа 1705 г. Лев Заленский направил в римскую конгрегацию Пропаганды веры написанный на латинском языке «Дневник человекоубийства отцов василиан полоцкого монастыря, соединённого со св. Римской Церковью, содеянного Московским князем текущего года 1705, дня 11 и 12 июля» (ныне хранится в Ватиканском секретном архиве). В послании сообщается о событиях в Полоцке в июле того же года, где с войсками находился русский царь Пётр I Алексеевич, прибывший в Речь Посполитую для оказания поддержки польскому королю Августу II во время Северной войны. Согласно посланию Льва Заленского, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский) и русские православные иерархи якобы согласились дать царю Петру I благословение на военный поход в Речь Посполитую при условии, что он уничтожит там униатство. Лев Заленский утверждал, что царь Пётр отдал в Витебске приказ сжигать иконы униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, почитаемого в качестве мученика от православных «схизматиков». Митрополит также говорил, что в Витебске царь Пётр заявил о намерении сжечь останки Иосафата Кунцевича, в связи с чем они были вывезены из Полоцка и спрятаны василианами. Однако Лев Заленский был вынужден признать, что во время пребывания в Полоцке царь Пётр не причинил вреда униатскому духовенству, хотя имел доказательства сношений униатов со шведами и их польскими союзниками из числа сторонников литовского гетмана Сапеги. Накануне тезоименитства в день апостолов Петра и Павла царь Пётр I пришёл в Софийский кафедральный собор Полоцка, занятый униатами после Брестской унии, но василиане не пустили царя в алтарь, как «схизматика». Увидев икону Иосафата Кунцевича, царь спросил об изображённом на ней святом, и василианин монах Феофан Колбечинский ответил Петру, что это «священномученик Иосафат», добавив, что он умерщвлён единоверцами российского монарха.

 



 
PR-CY.ru