«ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ»

«ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ» – древнейший славянский памятник права, созданный в конце IX в. Дошёл в составе русских юридических сборников. Относительно места создания «Закона судного людем» существуют три гипотезы: 1) «моравская» (Йозеф Вашица, Харламбос Папастатис, К.А. Максимович, К. Илиевская) и близкая к ней «паннонская» (Х.Ф. Шмид) гипотезы локализуют создание «Закона судного людем» диоцезом архиепископа Мефодия, но при этом Й. Вашица считал, что памятник был создан равноапостольным Кириллом; 2) согласно «болгарской» версии (М. Андреев, В. Ганев), «Закон судный людем» был создан на территории Болгарии учениками равноапостольного архиепископа Паннонского Мефодия, изгнанными из Моравии после его смерти в 885 г.; 3) «македонская» версия (Сергей Викторович Троицкий) связывает памятник с деятельностью архиепископа Мефодия в Македонии, предшествовавшей его участию в моравской миссии. На сегодняшний день наиболее обоснованной исследователи считают «моравскую» гипотезу, в которой создание «Закона судного людем» рассматривается как часть законотворческой деятельности архиепископа Мефодия в Паннонском диоцезе, а язык памятника сопоставляется с другими его переводами: славянским Номоканоном, сохранившимся в Устюжской кормчей XIII–XIV вв., и «Анонимной гомилией» в глаголическом Клоцевом сборнике XI в. Древнейшая (краткая) редакция «Закона судного людем» дошла в пяти русских изводах конца XIII – XVII вв. Первый представлен в Новгородском (1280 г; Исторический музей), Устюжском (конец XIII – начало XIV вв.; Российская государственная библиотека) и Варсонофьевском (конец XIV в.; Исторически музей) списках Кормчей книги. Второй и третий изводы – в юридическом сборнике «Мерило праведное» (третья четверть XIV в.; Российская государственная библиотека) и связанных с ним более поздних списках Кормчей книги. Четвёртый возник в Новгороде в конце XIV в. и представлен в Софийском списке (1470–1479 гг.; Российская национальная библиотека). Пятый составил основу печатной Кормчей (М., 1653 г.).

 



 
PR-CY.ru