ЗАЙЦЕВ Сергей Александрович

ЗАЙЦЕВ Сергей Александрович (1824–1896 гг.) – учитель пения, автор духовно-музыкальных переложений. Ученик Милия Алексеевича Балакирева и Карла Францевича Альбрехта. Более 20 лет преподавал пение в Гатчинской учительской семинарии (с 1872 г.) и параллельно вёл уроки пения и музыки в императорском Гатчинском Николаевском сиротском институте. В доме С.А. Зайцева в Гатчине (Бомбардирская улица, дом 13) в 1880–1896 гг. собирался музыкальный кружок, в который входили М.А. Балакирев, Карл Карлович Альбрехт, Гавриил Якимович Ломакин, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, Александр Константинович Глазунов, Николай Андреевич Римский-Корсаков; здесь бывали педагог Александр Яковлевич Острогорский, археолог Николай Иванович Веселовский, художник Василий Максимович Максимов, написавший портрет С.А. Зайцева, и др. Свой взгляд на преподавание пения С.А. Зайцев изложил в методических работах «Школа пения с упражнениями на один, два и три голоса» (СПб., 1865 г. М., 1885 г.) и «Теоретическое и практическое руководство к хоровому пению. Часть 1» (СПб., 1876 г.), кроме того опубликовал «Собрание русских народных песен, положенных на три голоса» (СПб., 1865 г.) и «Сборник русских народных песен для детского возраста» (СПб., 1872 г.). В 1883 г. С.А. Зайцев написал и напечатал на собственные средства в издательстве Матвея Ивановича Бернарда «Литургию св. Иоанна Златоуста» (C-dur) для смешанного хора, которая затем трижды переиздавалась, в последний раз – в издательстве Петра Ивановича Юргенсона в 1898 г. В 1886–1887 гг. в том же издательстве С.А. Зайцев опубликовал шесть томов духовно-музыкальных переложений с древних распевов и более поздних напевов служб на весь год, «для классного и домашнего употребления»: том 1: «Воскресные службы осьми гласов»; том 2: «Праздничные службы. Часть 1»; том 3: «Праздничные службы. Часть 2»; том 4: «Великопостные службы»; том 5: «Песнопения во Святую и Великую Неделю Пасхи»; том 6: «Литургия, причастные стихи и др. службы». Все переложения написаны для четырёхголосного смешанного хора. В предисловии к этому изданию С.А. Зайцев выступает за двухстрочное изложение (дисканты с альтами, тенора с басами) и за пение хоров по партитурам. По оценке протоиерея Михаила Лисицына, большинство произведений С.А. Зайцева «изложено настолько стильно и музыкально, что их вполне можно рекомендовать для церковного употребления», в качестве недостатков он отмечал некоторую «сухость» и «деланность», а также отсутствие творческой идеи. По свидетельству Д.С. Семёнова, автора «Словаря русского церковного пения» (не опубликовано, 1946 г.), благодаря грамотному и в то же время простому изложению переложения и сочинения С.А. Зайцева пользовались популярностью в народных хорах. В 1887–1893 гг. они выходили под эгидой книжно-музыкального магазина Д.Ф. Фёдорова в Санкт-Петербурге. В этой серии, состоящей из 15 номеров, С.А. Зайцев неоднократно обращался к напеву Ниловой Столобенской пустыни – «Литургия древних распевов для однородного хора», «Воскресные ирмосы восьми гласов для однородного хора», «Причастные стихи на весь год для трёх голосов», «О Всепетая Мати» (№1 и 2), две Херувимские в составе №13, а также к киевскому распеву – «Литургия св. Иоанна Златоуста для однородного хора». С 1894 по 1901 гг. П.И. Юргенсон на правах собственника переиздал серию сочинений и переложений С.А. Зайцева 1887–1893 гг., заново оформив её в 31 номер. В 1898 г. в Санкт-Петербурге издатель Пётр Клементьевич Селиверстов опубликовал четыре песнопения С.А. Зайцева в качестве нотного приложения к журналу «Музыка и пение», а составители «Церковно-певческого сборника» включили в третий том (СПб., 1902 г. Часть 1) сочинения С.А. Зайцева «Ныне силы небесныя» и «Вкусите и видите» (№2).

 
PR-CY.ru