ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Лаклакидзевская (47х35 см, с окладом – 80х64 см), деревянная, покрыта чеканной пластиной (серебро, позолота), живописные лики утрачены. Создана в монастыре Зарзма в 1020 гг. Зарзмскую икону исследователи датируют на основании исторических сведений об активизации деятельности рода Лаклакидзе в начале XI в. и художественно-стилистического анализа иконы, пластическое решение которой тесно связано с произведениями грузинской чеканки первой четверти XI в. (Мартвильский и Бретский кресты, Шемокмедские пластины и др.). В XVI в. Зарзмская икона была перенесена в монастырь Шемокмеди, с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. Наряду с фресками каппадокийских церквей (Токалы-килисе, 950–964 гг.; Каранлык-килисе, 1060–1061 гг., и др.) Зарзмская икона принадлежит к древнейшим сохранившимся образцам иконографического типа Богоматери Умиление. В среднике чеканной пластины помещено поясное изображение Богоматери с Младенцем слева. Богомладенец, приникнув к щеке Матери, нежно обнимает Её за шею. Богоматерь поддерживает Младенца правой рукой за ножки снизу, левой – за плечо. Персты Её рук экспрессивно увеличены. Фон средника заполнен сплошь растительным орнаментом, в правой верхней части помещена органично сочетающаяся с лиственным узором надпись, выполненная асомтаврули: «Матерь Христа». Чёткий обобщённый силуэт фигур, прекрасно переданные пластические формы, декоративная разработка поверхности придают образу спокойную величавость и монументальность. Широкие поля Зарзмской иконы заполнены 15 рельефными сценами из жизни Христа и Богоматери (десять – праздничного цикла, пять – детства Богородицы): «Распятие Господне», «Сошествие во ад», «Вознесение и Успение Пресвятой Богородицы» (вверху), «Благовещение», «Сретение», «Преображение Господне» (слева), «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Рождество Господне» (справа), «Праведные Иоаким и Анна с первосвященником», «Праведная Анна у фонтана», «Праведный Иоаким в пустыне», «Рождество Богородицы», «Чудо жезла Иосифова» (внизу). В распределении сцен не соблюдена историческая последовательность событий. Поля и средник разделяет полоса ктиторской надписи, выполненной асомтаврули: «Святая Царица, будь заступницей перед Сыном Твоим и Богом нашим всем Лаклакидзе: эриставт-эриставу Мириану и Хурцику, сыновьям Хурцика: Мириану, Сасану, Курдиа (?). Я, убогая Евпраксия, мать Хурцика и Мириана, украсила икону эту как молитву всех Лаклакидзе, в поминовение души моей». Зигзагообразный узор позолоченной проволоки, заключённый между двумя тонкими жгутами, обрамляет и надпись, и всю икону. Рельефные буквы, украшенные миниатюрными листочками, выделяются на пунсонированном фоне орнаментальностью, подчёркивая скульптурную выразительность фигур.

 
PR-CY.ru