ЗАРЗМА - Страница 7

В узкой виме находится редкий в Грузии цикл ветхозаветных прообразов Богородицы: «Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», иллюстрация девятой притчи Соломона «Премудрость созда себе дом» с образом трёхликой Софии, Премудрости Божьей, «Скиния завета» в уникальном изводе с образом литургисающего Христа. В наосе храма на стенах и сводах расположены обширные цикл Жития Пресвятой Богородицы и евангельский цикл. Богородичный цикл занимает восточную часть наоса и включает композиции «Рождество Пресвятой Богородицы», «Жертвоприношение праведных Иоакима и Анны», «Детство (Ласкание) Марии», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благословение Марии первосвященником», «Обручение Марии», «Передача Пресвятой Богородице порфиры и шерсти», «Сон св. Иосифа», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и праведной Елисаветы». В евангельский цикл входят: «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Успение Пресвятой Богородицы». К нему примыкают расположенные в западной части Страстной и Воскресный циклы с событиями до Пятидесятницы: «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Омовение ног», «Благословение апостолов», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Моление о Чаше», «Несение Креста Спасителем», «Установление Креста на Голгофе», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Уверение апостола Фомы», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа». Западную стену занимают композиции «Страшный Суд», «Причащение праведной Марии Египетской» и «Пир Ирода». В западной части храма (на северной стене в северо-западном компартименте и северном простенке западного рукава креста) расположены также ветхозаветные прообразовательные сцены, соотнесённые со Страстями и с Воскресением Христа, со Страшным Судом и имеющие литургические коннотации: «Пророк Даниил во рву львином», «Три отрока в печи», «Явление трёх ангелов Аврааму» и «Гостеприимство Авраама». Представлены Мандилион (в южной части храма) и сонм многочисленных святых. Т. Вельманс указывает также на наличие цикла Акафиста. Нижний регистр стен храма Зарзмы занимают многочисленные портреты ктиторов, служащие одним из существенных обоснований для датировки росписи Зарзмы XIV в.; как полагают следователи, все портреты, за исключением композиции XVI в., принадлежат к основному, первому слою живописи. Точно идентифицировано изображение группы ктиторов независимых атабагов Самцхе из рода Джакели в восточной части южной стены. Расположенные фризообразно на двухцветном фоне фигуры в три четверти поворота к востоку. Возле изображения широкоплечего мужчины в царских одеждах надпись не сохранилась, однако, если сравнить этот образ с изображением той же семьи в других храмах (Сапаре и Чуле, 1381 г.), исследователям становится очевидным, что это Саргис I Джакели (1266–1285 гг.), основатель династии и первый независимый правитель Самцхе, за ним, как они полагают, его сын, согласно надписи Бека Мандатуртухуцеси. Следующие фигуры – сыновья Беки: Саргис, спасалар (воевода) Самцхе (1308–1334 гг.), и Кваркваре, мхатварухуцеси (главный художник) и амирспасалар (фельдмаршал) Самцхе (1334–1345 или 1362 гг.).

 



 
PR-CY.ru