ЗАРЗМА - Страница 4

В это же время Василием Зарзмским, племянником Серапиона, ставшим настоятелем Зарзмы после Павла, были раскрыты нетленные благоухающие мощи преподобного, от которых впоследствии совершались многочисленные исцеления. Мощи были перенесены в каменный саркофаг, «а над ним в открытом притворе поставили крест во имя Предтечи…, чтобы один из священников возносил в нём Жертву Господню». Также был установлен день празднования памяти святого – 29 октября. Строения в Зарзме времён Серапиона не сохранились. О расширении монастыря в X–XII вв. исследователи говорят на основании строительной лапидарной надписи Иоанна Сулаисдзе 979–1001 гг., перенесённой из несохранившейся церкви и помещённой на стене пристроенного с севера к колокольне однонефного придела XI–XII вв. Исследователи предполагают, что старый храм был разрушен во время землетрясения в конце XIII в., строительство возобновилось на рубеже XIII и XIV вв. К периоду правления в Самцхе атабагов относится формирование основного архитектурного ансамбля Зарзмы: строительство и роспись соборного храма и колокольни, как полагают исследователи, во время правления в Самцхе Беки Мандатуртухуцеси (груз. – министр внутренних дел; 1285–1308 гг.), однонефной церкви с северо-запада от кафоликона и пристроенной за его южным пастофорием часовни, двух небольших базилик к югу от собора. В XVI в. представители рода князей Хурцидзе, которые в то время владели Зарзмой и были в монастыре настоятелями, частично заменили роспись кафоликона; первый открытый этаж колокольни был превращён в церковь, церковные врата разделены. Хурцидзе жертвовали различную церковную утварь и заботились об украшении храма. Зарзма являлся центром, где создавались оригинальные произведения грузинской духовной литературы, шла переписка рукописей: здесь существовали духовная школа, скрипторий, иконописная мастерская, подвизались такие известные книжники, как Герман Зарзмели, Венедикт Зарзмели (XV в.) и др. В 1570 гг. османы окончательно заняли Самцхе, преобразовав область в Ахалцихские (Чилдырские) владения паши. Зарзма опустел, сокровищница, в том числе и чудотворные Зарзмская икона Божьей Матери и икона Преображения Господня, была перенесена в Гурию, в монастырь Шемокмеди. В XVIII в. грузинский историк Вахушти Багратиони писал, что «есть монастырь в Зарзма купольный, прекрасный, в прекрасном месте и ныне не действующий». Однако сохранились сведения о том, что исторически связанные с Зарзмой представители отдельных грузинских феодальных родов (Баладзе, Мгалоблишвили и др.) и во время турецкой экспансии приезжали в Зарзму. В конце XIX в. великий князь Георгий Александрович Романов, лечившийся в Абастумани, заинтересовался монастырём. Начались расчистка и реставрация монастырского комплекса и росписей. Надпись на западной стене кафоликона гласит, что, согласно завещанию великого князя Георгия Александровича (ум. 28 июня 1899 г.), заботой матери-императрицы Марии Фёдоровны и великого князя Георгия Михайловича при участии придворного архитектора Василия Фёдоровича Свиньина и художника Андрея Семёновича Славцева восстановительные работы были завершены в 1905 г. Храм был освящён, совершались богослужения.

 



 
PR-CY.ru