ЗАРЗМА - Страница 11

Рукава креста с оборотной стороны украшены орнаментами и медальонами с поясными фигурами Пресвятой Богородицы с Младенцем (в центре) и Христа Вседержителя (сверху); изображения двух других медальонов исследователями не идентифицированы. На оборотной стороне креста вычеканена более поздняя ктиторская надпись: «Вновь украсившего и обновившего сей честный крест сына Гуриеля Мамии Шемокмедского, митрополита Николоза (первая половина – середина XVIII в.), помилуй, кресте и на нём Распятый Христе Боже», а ниже другая, вероятно ктиторская, относящаяся ко времени создания креста: «Сей честный крест принадлежит Шемокмеди... окован... Ихавреба Сахтдзе». Хронология лапидарных, чеканных и фресковых надписей Зарзмы охватывает период IX–XVI вв. Исследователи особо отмечают древнейшую чеканную надпись на Зарзмской иконе «Преображение Господне», датированную 886 г. Среди лапидарных надписей наиболее ранняя помещена на стене пристроенного к колокольне однонефного придела. Это 12-строчная строительная надпись Иоанна Сулаисдзе 979–1001 гг., выполненная асомтаврули. В ней содержатся сведения об участии в подавлении восстания Варды Склира 12-тысячной грузинской армии под командованием Иоанна-Торникия и Георгия Эристави, направленной царём Тао-Кларджети Давидом III Куропалатом (ум. в 1001 г.) в Византию, и о строительстве придела Иоанном Сулаисдзе под руководством Иоанна-Торникия и Георгия Эристави. Несколько лапидарных надписей, датированных, в основном, рубежом XIII и XIV вв., сохранились на стенах кафоликона Зарзмы. Более поздние эпиграфические памятники позволяют исследователям восстановить историю Зарзмы в XV–XVI вв., связанную с родом Хурцидзе. Так, четырёхстрочная надпись на южной галерее кафоликона, выполненная асомтаврули и датированная второй половиной XVI в., является поминальной записью настоятеля Зарзмы Гавриила (Хурцидзе): помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) – Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота» (очевидно, родители Гавриила приняли монашеский постриг). Единственная датированная (1577 г.) лапидарная надпись в Зарзме принадлежит Парсману Хурцидзе: согласно ей, Парсман устроил на нижнем этаже колокольни церкви во имя Иоанна Богослова (вероятно, сам ктитор похоронен там же). В надписи отразилась политическая ситуация Самцхе того периода, в частности, борьба крупных феодалов против атабагов Самцхе (гражданская война 1576–1578 гг.): в ней отсутствуют имена атабага Самцхе и грузинского царя, в то время как сам ктитор Парсман и архиепископ Серапион (Хурцидзе) названы «патронами».



 
PR-CY.ru