ЗАДОСТОЙНИК - Страница 3

В дни совершения литургии Василия Великого вместо «Достойно есть» поётся тропарь «О Тебе радуется» (кроме Великих четверга и субботы, а также случая совпадения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы или его отдания с одним из воскресений Великого поста), который в некоторых литургических памятниках также может называться задостойником. Задостойники в русской певческой традиции до середины XVI в., как правило, не выделялись из состава нотированного Ирмология. Тем не менее, в виде цикла задостойников в порядке восьми гласов (от задостойника Пасхи первого гласа до задостойника Рождества Богородицы восьмого гласа) знаменного распева исследователи обнаружили в рукописи первой четверти XVI в. (Российская государственная библиотека). С конца XVI в. систематически фиксируются по отдельности в составе Стихирарей месячного и постного или в виде цикла задостойников путевого распева, записываемые путевой или знаменной нотациями (Российская государственная библиотека). В XVI–XVII вв. этот распев был наиболее распространённым. По мнению исследователей, мелос некоторых из задостойников путевого распева имеет указание на место происхождения, например, «троицкий перевод», «кирилловский перевод», «соловецкий перевод». В редких случаях надписано имя автора. Так, сочинение задостойника Вознесения путевого распева Соловецкого монастыря приписывается уставщику Никодиму. Как полагают исследователи, к концу XVII в. в русской певческой традиции задостойники были распеты большим распевом на подобен евангельских стихир большого распева в двух версиях, одна из которых, более краткая, названа средним распевом (Исторический музей, XVII в., первая половина XVIII в.). В середине XVII в. появляются также демественные задостойники Пасхи и Вознесения (Российская национальная библиотека). Во второй половине XVII в. фиксируются многоголосные задостойники путевого распева (Исторический музей) и демественного распева (Российская государственная библиотека). В XVIII – начале ХХ вв. задостойники путевого и большого (в двух версиях) распевов сохранились в певческих рукописях старообрядцев-беспоповцев. В поповской старообрядческой традиции задостойники путевого распева использовались, по мнению исследователей, весьма редко; в письменных источниках зафиксированы, как правило, только задостойники знаменного распева. Цикл задостойников путевого распева публиковался и в изданиях синодального «Обихода нотного пения», но в XIX в. его также сменяют задостойники обычного знаменного распева. В синодальном «Обиходе нотного пения» кроме знаменного распева зафиксированы циклы задостойников греческого распева, которые получили распространение с XVIII в. (Российская национальная библиотека). Известны задостойники киевского распева (Российская национальная библиотека). Авторские гармонизации и сочинения на текст задостойников писали протоиерей Пётр Турчанинов, Александр Андреевич Архангельский, Александр Дмитриевич Кастальский, диакон Сергий Трубачёв, Павел Григорьевич Чесноков. Наибольшее количество гармонизаций сочинено на текст задостойников Пасхи. В греческой традиции задостойники поются медленным ирмологическим распевом по образцу катавасии на соответствующий глас.



 
PR-CY.ru