ЗАДОСТОЙНИК - Страница 2

В современной практике задостойники поются также и на литургиях всех остальных двунадесятых праздников: Воздвижения Креста Господня, Введения Пресвятой Богородицы во храм, Богоявления, Сретения Господня и, кроме того, в Лазареву субботу. Помимо дней самих двунадесятых праздников и Пасхи задостойники поются и за литургиями в периоды попразднств, до отдания включительно (Типикон содержит соответствующие указания лишь для праздников Рождества Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы). При этом задостойник Пасхи не поётся в дни Преполовения Пятидесятницы и отдания (но не попразднства) этого праздника, т.к. в эти дни поётся задостойник Преполовения. В современной греческой практике задостойник исполняется лишь в сам день того или иного праздника и в день его отдания, тогда как в периоды попразднств, если на утрене есть «Величит душа Моя Господа», на литургии поётся обычное «Достойно есть». Кроме того, выбор задостойника в греческой традиции отличается от русской. Так, на Преображение Господне в качестве задостойника используется тропарь седьмой песни второго праздничного канона (при этом на отдание задостойника служит, как обычно, ирмос девятой песни канона), на Рождество Христово и Богоявление в день праздника задостойником служит ирмос первого канона праздника, а на следующий день и на отдание – ирмос второго канона. Поскольку по месту в службе задостойник является аналогом «Достойно есть», он часто уподобляется этому песнопению и по структуре. Как «Достойно есть» состоит из припева «Достойно есть» и ирмоса трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим», так и к задостойнику, ирмосу девятой песни праздничного канона, обычно прибавляется предваряющий его припев, взятый из девятой песни того же канона. В современном русском Типиконе о припеве как о части задостойника говорится лишь в описании службы на Рождество Пресвятой Богородицы, но на практике задостойник всегда, за исключением Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Великих четверга и субботы и Преполовения Пятидесятницы, включает припев (в том числе и на Пятидесятницу, хотя канон этого праздника, согласно стандартным изданиям Триоди, не имеет никаких особых припевов). В русских певческих рукописях припевы чаще всего не нотировались; они стали фиксироваться в послениконовский период. В старообрядческой традиции и современной греческой практике многие задостойники, исполняемые в послениконовской русской традиции с припевом, не имеют припева.

 



 
PR-CY.ru