ЗАВУЛОН

ЗАВУЛОН – десятый сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноимённого колена Израилева. Завулон был рождён Лией, после того как она некоторое время была бездетной. С помощью своего первенца Рувима она хитростью отобрала у Рахили право жить с Иаковом, после чего родила детей: Иссахара, Завулона и Дину (Быт. 30:18–21). После рождения Завулона Лия радостно воскликнула: «Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов» (Быт. 30:20). Этот стих содержит двойное истолкование имени Завулон, которое часто соотносится комментаторами с двумя редакциями текста: его имя происходит от созвучного ему корня со значением «дар» или от однокоренного с исходным значением «превозносить, благоволить», которое приобретает вторичное значение – «обитать» (см. также Быт. 49:13 с исправлениями в Mесопотамском Tалмуде). Согласно Иосифу Флавию, имя Завулон означало «взятый в залог благодаря благоволению к ней (Лии)». Исследователи полагают, что имя Завулон относилось к какому-либо особенному месту проживания. В благословении Иакова говорится, что потомки Завулона будут жить на морском побережье, и их удел будет граничить с финикийским городом Сидоном (Быт. 49:13). Однако от моря удел колена Завулона отделяла территория колена Асира. Тем не менее, о торговых отношениях, связывавших колено Завулона с прибрежными финикийскими городами, вновь было сказано в благословении Моисея (Втор. 33:18). По мнению исследователей, упоминание побережья в благословениях патриархов относится к первым попыткам колена Завулона расширить свою территорию до Средиземного моря. Колено Завулона подразделялось на три рода, возглавляемые сыновьями Завулона: Середом, Елоном и Иахлеилом (Числ. 26:26). Подробное описание границ территории колена Завулона есть в Нав. 19:10–16. Удел колена Завулона, находящийся на севере Святой земли, в низменной части Галилеи, граничил на западе с уделом колена Асира, на северо-востоке – с территорией колен Неффалима, на юге – с местностью, принадлежащей коленам Иссахара и Манассии. Возможно также, что Завулон и Иссахар владели некой общей территорией, согласно рассказу Втор. 33:18–19 о даровании им пророком Моисеем в общее владение святилища в горах. Из Книги Судей Израилевых известно, что колено Завулона проживало на своей территории в окружении ханаанских городов-государств, с которых оно получало дань (Суд. 1:30, 32). Во время странствия по пустыне колено Завулона было четвёртым среди колен по количеству годных к войне мужчин (Числ. 1:30–31; 26:27). Воины из колена Завулона принимали участие в сражениях в эпоху Судей. Возглавляемое Вараком войско, составленное преимущественно из представителей колена Завулона и Неффалимова, одержало победу в сражении против ханаанского военачальника Сисары (Суд. 4:6, 10). В Песне Деворы восхваляется героизм, проявленный представителями колена Завулона в сражениях (Суд. 5:18).

 



 
PR-CY.ru