ЗАВЕСА АЛТАРНАЯ - Страница 6

Русская завеса 1556 г. царицы Анастасии (первой жены царя Ивана Грозного) в монастыре Хиландар на Афоне (размер 242,5х168 см) в центре имеет изображение Деисуса, где Спаситель, представленный как Великий Архиерей, с надписью: «Ты есть иерей вовек по чину Мельхиседекову», в саккосе, благословляет обеими руками. Справа от Спасителя Пресвятая Богородица в царских одеждах с короной на голове, согласно изводу «Предста Царица одесную Тебе…» (Пс. 44:10), слева – Иоанн Предтеча. Фигуры представлены в рост на облаках, под ногами Спасителя шестикрылый серафим, что буквально соответствует так называемой молитве катапетасмы: «...На Престоле херувимском носимый». Над Богоматерью и Иоанном Предтечей изображены летящие архангелы Михаил и Гавриил с орудиями Страстей, что необычно для такого Деисуса. На кайме завесы – Богоматерь Оранта и 30 погрудных изображений пророков, апостолов, святителей, среди которых – Савва и Симеон Сербские, князей, мучеников, преподобных. Судя по надписи, содержащей также дату (как полагают исследователи, окончания работ) «20 ноября в лето 7064» (1556 г.), завеса была шита по воле «царя государя и великого князя Ивана Васильевича» при «великой княгине Анастасии и при их сыне благородном царевиче Иване Ивановиче». Завеса 1673 г. из монастыря Ксиропотам на Афоне упомянута Никодимом Павловичем Кондаковым: на ней «изображены императоры Андроник и Роман, с неграмотною надписью, которая назначена пояснить такое соединение». В руках императоров модель обители, «вокруг них из двух кантаров подымаются разводы виноградной лозы, представляющей образ процветающей обители и покрытой тюльпанами, колокольчиками и иными фантастическими цветами», не характерными для византийского орнамента. По мнению Н.П. Кондакова, это «благочестивая монастырская подделка, во вкусе пышных завес и надгробных покровов молдовлахийских господарей, если даже не от них и происходит». Древние образцы завесы представляют собой попытки создания символического богословского и изобразительного единства. В завесе позднего периода эта тенденция отсутствует, что, как полагают исследователи, обусловлено утратой понимания символики и места предмета в литургическом действе. В современном шитье изображения на завесе носят преимущественно декоративно-орнаментальный характер, хотя наблюдается возрастающий интерес к созданию сюжетных произведений.



 
PR-CY.ru