ЗАВЕСА АЛТАРНАЯ - Страница 4

Завеса «в большинстве русских храмов стала помещаться, как и в Греции, по линии алтарной преграды», которая первоначально имела вид маленькой стенки с колоннами или даже без них с космитом вверху, утверждавшимся на колоннах или упиравшимся в стены алтарной арки. Завеса привешивалась в таком случае к космиту и закрывала весь алтарь. «До XVII в. она исполняла своё назначение..., служа даже кое-где заменой святых дверей довольно долгое время». В XVIII в. завесе не предавалось прежнего значения. Её символическое осмысление упоминается только в толковании Симеона Солунского, согласно которому завеса – это «небесная при Боге скиния, где находятся лики святых ангелов и отшедшие к Богу святые»; встречаются другие варианты её названия, связанные со способами открывания завесы: «Завеса в Уставе... называется внутрь сущею, т.е. внутреннею дверью. А так как эта завеса в иных местах опускалась сверху вниз, то и называется ещё горнею дверью, или горними дверями». По мере развития иконостаса, и особенно с появлением царских врат, роль завесы умалялась. Изменения завесы обусловлены, в первую очередь, её применением в церковном обиходе. Это развитие раскрывается в многообразии предметов литургического текстиля (большие и малые воздухи, плащаница, которые произошли от завесы), их символики и иконографии. Иконография немногих дошедших до настоящего времени завес связана преимущественно с текстом так называемой молитвы катапетасмы, содержащей смиреннейшую просьбу о принятии евхаристического Дара. По мнению исследователей, для типологии завесы и развития иконографических вариантов её оформления наиболее важны ранние образцы. В экфрасисе Павла Силенциария в описании завесы собора Святой Софии в Константинополе (первая четверть VI в.) 50 строк посвящено описанию техники изготовления и сюжетов. Последние подробно проанализированы в работе А.А. Иерусалимской, где предложена следующая реконструкция. Между колоннами в верхней части кивория располагались полихромные ткани, изготовленные на многоремизном станке. Материалом для основ и утков служили шёлковые нити. «Утки были разноцветными, причём, как следует из дальнейшего изложения, среди них были окрашенные в разные оттенки тирского и сидонского пурпура, использованы золочёные нити». В центре передней завесы помещена композиция «Traditio legis» («Передача закона»), где изображены стоящие под арками Спаситель и апостолы Пётр и Павел. Выше и ниже располагалось две каймы со сценами в меньшем масштабе: на верхней кайме – жилые постройки, больницы и храмы, что, по мнению А.А. Иерусалимской, подразумевает прославление богоугодной деятельности императорской четы – Юстиниана и Феодоры. О вытканных на нижней кайме завесе сценах чудес Христа подробные сведения не приведены.

 



 
PR-CY.ru