ЗАВЕСА АЛТАРНАЯ - Страница 2

Установление практики отделять алтарь завесой со временем было приписано Василию Великому – в его Житие мог включаться рассказ о том, что святитель повелел устроить завесу после того, как однажды один из сослужавших ему диаконов отвлёкся от совершения литургии, смотря на некую женщину в толпе мирян. Тем не менее, в Константинополе использование завесы до X в. не фиксируется, и лишь после XI в. она стала одним из непременных атрибутов православного храма; на Западе завеса вовсе не получила распространения. Разновидностью завесы, доныне встречающейся в афонских и некоторых других храмах, являются занавеси кивория, закрывающие св. престол со всех или только с трёх сторон. Символическое толкование завесы, по мнению Николая и Феодора Андидских, состоит в том, что она прообразует плащаницу Спасителя, Симеон Фессалоникийский считал, что она прообразует завесу небесной скинии. Завеса, представляющая собой красивую ткань (в греческой практике, как правило, бархат пурпурового цвета; в русской практике допускаются завесы различного цвета), часто с вышитым на ней крестом, вешается у святых (царских) врат так, чтобы полностью закрывать их просвет со стороны алтаря. Правила об отверзении и о закрытии завесы во время богослужения согласно современной русской традиции приведены в главе 23 принятого ныне в РПЦ Типикона. В частности, завеса должна быть отверзта во все время вечерни, утрени и молебна (в последнем случае на практике завеса отверзается не везде), а во время Божественной литургии – от её начала (и даже ранее, с момента каждения после проскомидии) до великого входа и от начала причащения мирян до окончания литургии (за архиерейским богослужением или в случае наличия у служащего соответствующей церковной награды завеса закрывается лишь на время причащения священнослужителей, в день Пасхи и во всю Светлую седмицу завеса не закрывается вовсе). В современной греческой практике приняты несколько иные правила отверзения и закрытия завесы; в дониконовской русской традиции они также отличались от современных русских. В византийском придворном церемониале существовали особые завесы, отделявшие некоторые залы императорского дворца и т.д., но для их обозначения использовался не отсылающий к Священному Писанию термин «катапетасма», как для литургической завесы, а термин «velum». Символическое осмысление рукоделия Богоматери, т.е. ткачества, по мнению исследователей, повлияло на технику выполнения первых завес; о наиболее ранних завесах известно, что они были полностью ткаными, несмотря на сложнейший рисунок. По мнению Г.С. Добронравова, в ранний период наиболее распространены были завесы, закрывавшие только престол, о чём свидетельствует, например, мозаика в церкви великомученика Георгия в Фессалонике (IV в.), на которой изображён киворий «над святым престолом на четырёх столбах с куполообразным верхом. Между столбами этого кивория и повешены восемь завес, в каждом пролёте по две половинки, так что в известные моменты завешивался лишь один престол; весь же алтарь с горним местом и запрестольем был всегда виден всем присутствующим в храме».

 



 
PR-CY.ru