ЗАВЕСА АЛТАРНАЯ

ЗАВЕСА АЛТАРНАЯ, катапетасма, церковная завеса – занавес за иконостасом, разделяющий царские врата и престол. Во время богослужения он то открывается, то закрывается, иногда бывает наполовину открытым. Завеса совсем не открывается во время печальных или покаянных богослужений: на вечерне малой, повечерии, полунощнице; открывается: на радостных, торжественных богослужениях (утреня, литургия, часы, если на них читается Евангелие, и т.д.). На литургии Преждеосвящённых даров завеса открывается и закрывается не вся, а только её половина. Каждое открытие и закрытие завесы имеет особенное аллегорическое значение. В зависимости от дня года и праздника, катапетасма может быть разного цвета, как и облачения священнослужителей. Название завесы в Библии используется как завеса, отделявшая «святая святых» от других частей Иерусалимского храма (Лк. 23:45). Согласно евангельским повествованиям, завеса раздралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45). По образному толкованию Константинопольского архиепископа Прокла, не терпя страданий Христа, посвящённый Господу храм «разодрал от скорби ризу свою». В Ветхом Завете завеса – один из важных предметов ветхозаветного богослужения, представлявший собой ткань из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти и кручёного виссона (согласно толкованию Иосифа Флавия, «четыре рода материалов, из которых была соткана завеса, (соответствовали) четырём стихиям») с изображениями херувимов на ней. Завеса, висевшая на массивных столбах, отделяла святилище ветхозаветных скинии и затем храма от Святое Святых (см., например: Исх. 26:31–37; 1 Макк. 4:51; Евр. 9:3). Поскольку стена между Святое Святых и святилищем во Втором храме была толщиной в локоть, было решено вешать две завесы – с внутренней и внешней стороны входа в Святое Святых: внешняя откидывалась направо, внутренняя – налево. «Великие ворота» храма также закрывались снаружи завесой, висевшей на золотом пруте; она была тех же четырёх цветов, что и завеса Святое Святых, на ней было изображение небесных звёзд. Иосиф Флавий называет выделку этой завесы вавилонской. В праздничные дни, когда в храм приходило множество народа, завеса притвора поднималась, чтобы народ мог видеть внутренность святилища. Согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова», Пресвятая Дева прежде Благовещения была избрана для того, чтобы участвовать в прядении завесы Святое Святых. Евангельские повествования о страданиях и смерти Иисуса Христа упоминают, что завеса Святое Святых разорвалась во время смерти Спасителя, что имело важное символическое значение (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45; об этом же событии говорится и в православной гимнографии – см., например, тропари седьмых песней воскресных канонов первого и третьего гласа). Духовный смысл ветхозаветной завесы в полноте раскрывается в Послании Евреям (в Евр. 10:20 завесой называется плоть Христова, скрывавшая Его Божество). В богослужении христианской церкви завеса может отделять алтарную часть храма от наоса. В различных богослужебных традициях христианского Востока завеса появилась не позднее VI в. (с этим связано и включение особых молитв о завесе в состав ряда восточных литургий).

 



 
PR-CY.ru