ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - Страница 3

С течением времени праздничные заамвонные молитвы встречаются в рукописях всё реже и постепенно выходят из употребления; к XV в. они оставались известны лишь среди греков Южной Италии, причём в некоторых поздних итало-греческих манускриптах отмечен широкий набор праздничных заамвонных молитв. По мнению исследователей, такое разнообразие может свидетельствовать о том, что заамвонные молитвы составлялись в рамках этой локальной традиции до XV–XVI вв. Большинство праздничных заамвонных молитв сохранилось в единичных списках, лишь некоторые (в первую очередь, заамвонные молитвы на Пасху) известны исследователям сразу по многим рукописям. С повсеместным распространением печатных изданий богослужебных книг чтение праздничных заамвонных молитв окончательно вышло из практики. В XX в. некоторые исследователи истории богослужения призывали возродить традицию использования праздничных заамвонных молитв, но она была воспринята только отдельными общинами. Наряду с греческими оригиналами праздничные заамвонные молитвы сохранились в грузинских и славянских рукописях. В частности, среди славянских Служебников праздничные заамвонные молитвы встречаются только в некоторых древнерусских рукописях. Как и в случае с греческими Евхологиями, древнерусские Служебники, содержавшие праздничные заамвонные молитвы, относятся к наиболее ранним рукописям (но исследователи отмечают, что помимо праздничных заамвонных молитв в славянских Служебниках также содержится особая заамвонная молитва для литургии Василия Великого, которая имела весьма широкое распространение, в том числе и среди поздних списков). Наиболее полный каталог праздничных заамвонных молитв, состоящий из 15 молитв, сохранился в Служебнике второй половины – третьей четверти XIV в. Это – молитвы на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Вербную неделю, Пасху, Антипасху, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение Господне, Пятидесятницу, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня. По другим Служебникам исследователям известно значительно меньшее число молитв; чаще всего встречаются заамвонные молитвы на Пасху и на Рождество Христово; помимо них в Служебниках XIII–XV вв. есть праздничные заамвонные молитвы на Преображение Господне и на Богоявление, заупокойная заамвонная молитва, а также особая заамвонная молитва, в одной из рукописей указанная как воскресная, в другой – как заамвонная молитва «на все праздники», в третьей оставленная без названия. В рукописях XVI в. продолжает часто выписываться лишь заамвонные молитвы на Пасху, причём в одних Служебниках она ещё названа заамвонной, а в другой перенесена в состав чина пасхальной вечерни. Особняком стоят 13 молитв из Требников XIV в. Исторического музея, имеющих соответствие среди молитв Евхология Виссариона.



 
PR-CY.ru