ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА – молитва, читаемая священником в конце Божественной литургии, перед Пс. 33. Заамвонная молитва является напутственным обращением к Господу о покидающем храм после совершения службы народе (в этом её сходство с главопреклонной молитвой после «Отче наш», в древности служившей отпустом для непричащающихся верных). Для чтения заамвонной молитвы священник выходит из алтаря, спускается к народу и лицом к востоку (в современной греческой практике священник становится не напротив царских врат, а немного в стороне, перед иконой Спасителя) произносит слова молитвы. Чтение заамвонной молитвы предваряется возгласом диакона «Господу помолимся» и ответом хора «Господи, помилуй». Название молитвы связано с тем, что в древней практике Константинополя предстоятель для её чтения всходил на амвон – возвышение в центре храма (или же обходил амвон вокруг, что исследователи считают менее вероятным). В отличие от древней традиции при современном архиерейском богослужении или при сослужении нескольких священников, заамвонную молитву читает не епископ и не старший священник, а, как правило, самый младший из священников по хиротонии. По мнению исследователей, это связано как с изменением статуса заамвонной молитвы в чине литургии, так и с тем, что традиция предписывает поручать чтение заамвонной молитвы новорукоположённому священнику, что некогда понималось как предоставление ему особых преимуществ. Происхождение заамвонной молитвы исследователям не вполне ясно. Они считают, что одним из её прообразов может быть последняя молитва литургии из VIII книги «Апостольских постановлений», составленных около 380 г.; Роберт Тафт полагает, что в константинопольский евхаристический чин она вошла в VIII в. (или немногим раньше) под влиянием древнего иерусалимского богослужения, где существовали сходные молитвы отпуста в конце литургии и других служб, но своё наименование «заамвонной» получила уже в Константинополе. Согласно общепринятым изданиям литургических книг, литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого имеют одну и ту же заамвонную молитву. В некоторых древнейших рукописях начальные слова отсутствуют; следующая за ними первая часть заамвонной молитвы, опирающаяся на стихи Пс. 25 и 27, текстуально близка к молитве второго антифона энарксиса литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого (что позволяет исследователям предположить либо зависимость одной молитвы от другой, либо единство их происхождения). Вторая часть молитвы имеет параллели с одной из священнических молитв византийского чина утрени; в ней священник, воздавая славу Пресвятой Троице, молится о том, чтобы Господь даровал мир церквам, священникам (букв. «иереям» – в древности это наименование подразумевало, в первую очередь, епископов), царям, воинству и всему народу.

 



 
PR-CY.ru