ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 8

Руководствуясь этим общим утверждением, которое, с одной стороны, весьма приблизительно разграничивало области догматики и философии (в особенности в познании мира и человека), а с другой – вновь подчёркивало принципиальные различия веры и разума, В.В. Зеньковский считал обсуждаемый вопрос решённым. В основание христианской философии он полагал учение о сопряжённости души с Богом и рассматривал его в двух аспектах: в «психологическом», понимая эту «сопряжённость» как то, что стоит «за» элементарными проявлениями религиозной жизни в сознании и обусловливает их феноменологию; в религиозно-метафизическом в качестве необходимой предпосылки своей теории познания, в которой соединял христианское учение о человеке и мире (онтологическую проблематику) с некоторыми воззрениями Иммануила Канта на трансцендентальный характер познания и концепциями познания у русских философов – Семёна Людвиговича Франка о самооткровении первореальности в личности и Николая Онуфриевича Лосского об интуиции. Не разделяя в полной мере позиций И. Канта, С.Л. Франка и Н.О. Лосского, В.В. Зеньковский считал, что христианское учение о разуме должно исходить из существующей в душе «интуиции смысла в мире», которую он называл «аксиомой разумности бытия», а наличие самой аксиомы обосновывал «действием света Христова» в сознании человека, в его личности. В разработанной концепции «гносеологической координации», скрытой предпосылкой которой было новоевропейское учение о сознании, он соединял два важнейших принципа – онтологический с гносеологическим, «а) трасцендентность познания его предмету и в этом смысле полную реальность предмета» и б) их «встречу в актах познания вхождения объекта в субъект»; усматривал в предлагаемой им «гносеологической координации» мира, существующего в объектно-предметном составе, с миром, постигаемым в познании, запечатлённое «в себе единство Сына Божия как одной из Ипостасей в Святой Троице и как Главы Церкви». Познание, отождествляемое им с сознанием, предполагало три формы: чувственное через чувственный материал, сферы идей и мира в целом, первичную и вторичную рационализацию познаваемой реальности соответственно, разделение на первичное и вторичное сознание. Под первичной рационализацией он имел в виду некую дологическую форму сознания, ещё не знающую субъектно-объектного разделения. Этот неделимый дологический феномен «первичного сознания», в своей двойственности заключающий веру и разум в их неосознанных формах и различиях, а вместе с тем связанный с Богом и миром, по его мнению, можно было бы называть богосознанием, которое предполагало в себе «первичное миросознание». Развитие «первичного миросознания» породило разум, «который таким образом рождается в лоне веры». Отрицая противопоставление веры и разума и считая «свет Христов» их общим корнем, В.В. Зеньковский этим «светом» объяснял сам процесс обособления разума и веры при сохранении их внутреннего единства и понимал этот процесс как развитие и возрастание веры и разума в личности человека. Учение о разуме он связывал с концепцией вторичной рационализации, которая имела в виду активную деятельность души с присущими ей априорными и трансцендентальными структурами, осуществляющими познание мира посредством идей («идеацию»).

 



 
PR-CY.ru