ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 4

Это сообщение не даёт исследователям возможности установить состав книг, переписанных в великокняжеском скриптории, хотя они предполагают, что там были созданы не только четьи, но и певческие книги. Введение Студийского устава в Киево-Печерском монастыре, о чём свидетельствуют Житие преподобного Феодосия Печерского и Повесть временных лет (Успенский сборник. 1971 г.), должно было сопровождаться созданием комплекта богослужебных книг, необходимых для исполнения «пенья монастырского» и «всего ряда церковного» согласно этому уставу. У исследователей есть все основания предполагать, что эти книги были в библиотеке Киево-Печерского монастыря, и что они послужили источником для богослужебных книг, использовавшихся в храмах и монастырях других городов. Большая часть сохранившихся певческих рукописей происходит из северо-западных земель, в первую очередь, из Великого Новгорода. Древнейшие из них, рубежа XI и XII вв., связывают с Лазаревым скрипторием – Минеи, Триодь Цветную, Типографский устав; ряд нотированных списков второй половины XII в. происходит из того же скриптория и из Софийского скриптория. Лишь одну нотированную рукопись – Хиландарский Ирмологий (так называемый Ирмологий Григоровича) – на основании анализа орфографических особенностей исследователи связывают с южнорусскими землями; этот список и в нотации ирмосов имеет заметные отличия от сохранившихся Ирмологиев северо-западных земель. Вместе с комплектом богослужебных певческих книг византийской традиции на Руси получила распространение система октоиха, которая была связана как с литургическим временем (членением годового круга на временные отрезки), так и с корпусом определённым образом организованных текстов песнопений, а также со специфической музыкальной системой, сформировавшейся в Византии не позднее VII в. Древнерусский Октоих XII–XIV вв. не нотировался, однако относящиеся к нему циклы песнопений иногда выписывались с нотацией в других книгах. Большое количество таких песнопений содержится в Типографском уставе после Кондакаря – нотированные псалмовые стихи кафизм (так называемые аллилуиарии Феодора Студита) и тропари степенных антифонов (сохранилась запись пяти гласов), а также подборка подобнов. Евангельские стихиры на восемь гласов дошли в Благовещенском кондакаре конца XII в. Благовещенский кондакарь содержит также цикл асматиков на все гласы, кроме седьмого. Исключительным явлением было нотирование целой книги седмичного цикла, части древнего Октоиха-Параклитика (вторая половина XII в.). Изменяемые песнопения знаменного распева обычно сохраняли гласовую принадлежность греческих оригиналов. В отличие от византийской системы обозначений, в которой было принято разделение на две группы (четыре автентических и четыре плагальных гласам), в древнерусских рукописях, как и в южнославянских, преобладала сквозная гласовая нумерация с первого по восьмой. Соотношения автентического и плагального гласов повторяли византийскую систему с парной связью гласов – первого гласа с пятым (первым плагальным), второго – с шестым (вторым плагальным) и т.п., в отличие от западноевропейского осмогласия, в котором автентический глас и его плагальная разновидность обозначались соседними номерами (плагальные получили в этой системе номера 2,4, 6 и 8).

 



 
PR-CY.ru