ЗАПАДНОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 5

Новый этап в истории Западнорусской митрополии был начат народно-освободительной войной украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. После возникновения в 1648 г. Запорожского гетманства на территории Восточной Украины была прекращена деятельность униатских и католических церквей. Однако отношение к восставшим православной иерархии во главе с Киевским митрополитом Сильвестром (Коссовым) было сдержанным, т.к. он вёл тайные переговоры с польскими властями. Митрополит и его окружение отнеслись отрицательно к воссоединению Украины с Россией в 1654 г., опасаясь подчинения Западнорусской митрополии Московскому патриарху. В ходе Русско-польской войны за украинские земли (1654–1667 гг.) среди православного западнорусского духовенства произошёл раскол. Киевские митрополиты Дионисий (Балабан-Тукальский), затем Иосиф (Нелюбович-Тукальский) ориентировались на тех гетманов (сначала Иван Ефстафьевич Выговского, затем Пётр Дорофеевич Дорошенко), которые, лавируя между соседями Украины, стремились добиться для Гетманства возможно более широкой автономии. Поэтому митрополиты покинули Киев, подчинявшийся власти царя, и поселились на Правобережной Украине, главным образом, в резиденции гетманов Чигирине. Другая часть духовенства – её наиболее яркими представителями были Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) и настоятель Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря архимандрит Иннокентий (Гизель) – выступала за тесную связь Гетманства с Россией, видя в этом гарантию сохранения православия на Украине. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Левобережная Украина вместе с Киевом вошла в состав России, Правобережная Украина и Белоруссия остались в Речи Посполитой. При активном содействии польских властей на белорусских и западноукраинских землях началось восстановление позиций униатской церкви. Решениями сеймов православному населению запрещалось выезжать за границу для поддержания сношений с Константинополем. Неблаговидную роль в этом процессе сыграла группа православных епископов – главным был Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) – и священников. Уже в 1677 г. эти люди тайно приняли унию и использовали своё положение для того, чтобы передавать приходы сторонникам унии. Становилось ясно, что православие на украинско-белорусских землях могло сохраниться лишь при прямой поддержке со стороны России. 8 июля 1685 г. в Киеве на Соборе духовенства было принято решение об избрании Киевским митрополитом Гедеона (Святополка-Четвертинского) и о том, что он должен направиться на поставление к Московскому патриарху. Часть местного духовенства возражала против этого решения. 8 сентября 1685 г. в Успенском соборе в Москве патриарх Иоаким (1674–1690 гг.) возвёл Гедеона в сан митрополита Киевского. В 1686 г. Константинопольский патриарх Дионисий IV Серогланис (1671–1673, 1676–1679, 1682–1684, 1686–1687, 1693–1694 гг.) дал согласие на присоединение Западнорусской митрополии к Московскому патриархату. Тем временем на территории Западной Украины завершался процесс утверждения унии, к 1703 г. в Речи Посполитой осталась одна православная епархия – Могилёвская (на белорусских землях).



 
PR-CY.ru