ЗАПАДНОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 4

К 1620 гг. на территории Речи Посполитой действовал один православный архиерей – Львовский епископ Иеремия (Тиссаровский). В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан III (1608–1644 гг.) поставил для Западнорусской митрополии митрополита Иова (Борецкого) и ряд епископов. Это событие вызвало резко враждебную реакцию властей Речи Посполитой, были изданы универсалы об аресте православных архиереев. В обстановке борьбы с униатами и поддерживавшей их государственной властью оживились связи православных из Западной Руси с Москвой. Русское правительство поддерживало поставленных патриархом Феофаном III для Западнорусской митрополии епископов. Из Москвы поступала разнообразная помощь (деньги, церковные облачения, книги и др.) не только Киевской митрополичьей кафедре, но и многим православным обителям и братствам. В начале 1630 гг., накануне новой войны с Россией, стремясь обеспечить лояльность православного населения, власти Речи Посполитой признали право православных иметь собственную иерархию, подчинённую Константинополю. Часть епископских кафедр, монастырей и приходских церквей, находившихся в руках униатов, была возвращена православным. В состав Киевской православной митрополии вошла одна епископия на территории Белоруссии – Мстиславская и три на территории Украины – Львовская, Луцкая и Перемышльская. Польские власти не согласились с епископскими поставлениями 1620 г., и при участии православной шляхты были избраны новые архиереи во главе с Киевским митрополитом Петром (Могилой). В годы его предстоятельства укрепилась власть митрополита над епископами, братствами и приходским духовенством Западнорусской митрополии, чему способствовало и создание новых органов управления, в частности, консистории. Благодаря усилиям митрополита Петра возросли образованность духовенства и его пастырская активность. Имело большое значение и создание в 1632 г. первого на территории Восточной Европы православного высшего учебного заведения – Киево-Могилянской коллегии. Одной из важнейших задач Петра (Могилы) и его окружения было дать систематическое изложение православного вероучения, на которое православные могли опереться в спорах с протестантами и католиками. Для этого было подготовлено «Исповедание веры», принятое на Соборе в Киеве в 1640 г. и получившее затем одобрение церквей православного Востока на Соборе в Яссах в 1642 г. Несмотря на все позитивные изменения, положение Западнорусской митрополии в Речи Посполитой оставалось неблагоприятным. Решения сейма начала 1630 гг. не были выполнены полностью, значительная часть церковного имущества, первоначально предназначенного для православных, осталась в руках униатов. Польские власти разными способами содействовали распространению католицизма и унии. На православную иерархию оказывалось давление со стороны государственной власти, чтобы она начала переговоры о «новой унии» (в 1620 гг. речь шла об объединении с униатской церковью, позднее – о «новой унии» непосредственно с Римом).

 



 
PR-CY.ru