ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ - Страница 2

Через три года Аламеда скончался и был оплакан преподобными и народом; ему наследовал Тазена. Все девять преподобных жили тогда при дворе в доме для прислуги, совершая многочисленные исцеления и чудеса; во время совместной трапезы по воскресеньям над их столом лампады испускали солнечный свет. Старшим они избрали За-Микаэле Арагави, которого с этого времени стали называть Арагави (старец). По соседству поселилась его мать вместе с монахинями (столь раннее появление женских обителей в Эфиопии исследователи считают совершенно недостоверным). Свидетельства «Жития» о продолжительности пребывания преподобных при аксумском дворе противоречивы: с одной стороны, говорится о двенадцати годах, с другой – указывается, что они расстались, чтобы проповедовать христианство по всей Эфиопии, на шестом году царствования Тазены, т.е. через девять лет после прихода в Аксум. За-Микаэле Арагави вместе с матерью и учеником Матфеем ушёл на восток, в область Тигре (Тыграй). Там он насылал неурожай на тех, кто насмехался над его проповедью, и помогал тем, кто ему внимал, из одержимых изгонял бесов, странствовал в пустыне. Решив основать монастырь на понравившейся ему горе, он не смог на неё взобраться. Тогда ему явился архангел Михаил и посоветовал ухватиться за хвост большого змея (дракона), который и втащил его на гору (этот сюжет лёг в основу иконографии За-Микаэле Арагави). Там была основана обитель Дэбрэ-Дамо, первый общежительный монастырь в Эфиопии с уставом Пахомия. В царствование Калеба, сменившего на престоле своего отца Тазену, к За-Микаэле Арагави был отправлен посланец царя, и святой предсказал ему победу над гонителями христиан Награна и успешное возвращение из похода. Приход к власти Габра Маскаля, сына Калеба, «Житие За-Микаэле Арагави» датирует 368 г., что, по мнению исследователей, полностью противоречит общепринятой датировке правления Калеба и его сына (первая половина VI в.) и, очевидно, объясняется стремлением автора «Жития» представить За-Микаэле Арагави современником Пахомия. В год своего воцарения Габра Маскаль посетил За-Микаэле Арагави, поклонился ему и повелел начать монументальное каменное строительство в Дэбрэ-Дамо, для чего были сооружены специальные подъёмные механизмы. Узнав о кончине За-Микаэле Арагави, Габра Маскаль прибыл в монастырь и, стоя у ног его преемника Матфея, объявил о пожаловании крупных земельных владений церкви и на содержание монахов Дэбрэ-Дамо. Текст этой грамоты дошёл в двух близких редакциях: в пространном «Житии За-Микаэле Арагави» и в одной из частей «Книги Аксума» (XVII в.). В заключении «Жития» приводится краткая история монастыря Дэбрэ-Дамо при преемниках За-Микаэле Арагави: Матфее, Иосифе, Мадханина Эгзиэ, Йоханни, За-Иясусе.



 
PR-CY.ru