ЗАГВЕ - Страница 4

Жития изображают царей Загве миротворцами, для которых даже охота не всегда была допустимым развлечением. Правда, эти образы во многом сформировались под влиянием церкви и подчас противоречат эфиопской устной традиции, отражённой, например, в живописи. В Национальном музее естествознания (Музей человека) в Париже хранится полотно неизвестного мастера конца XIX – начала XX вв. с изображением битвы Лалибалы со старшим братом, тогда как, согласно Житию Лалибалы, его брат Харбай добровольно уступил ему власть. Значительный интерес для исследователей представляют сведения о стране эфиопов арабо-христианского автора из Египта Абу-ль-Макарима, современника Загве. Согласно его «Истории» (составлена в 1177–1204 гг.), все абиссинские цари были священниками, которые имели право служить литургию до тех пор, пока собственноручно не совершат убийство; своё происхождение они возводили к Моисею (ср.: Числ. 12:1). При этом Абу-ль-Макарим отождествил страну царицы Савской с Эфиопией и рассказал о хранящемся там Ковчеге Завета. Таким образом, он первым обратил внимание на основные моменты предания, положенного впоследствии в основу династического мифа Соломонидов. Упадок династии Загве связан с активной христианизацией области Шоа, расположенной к югу от Ласты, где сформировался альтернативный центр власти. О свержении династии сохранилось несколько преданий. Согласно поздней (конец XVII в.) церковной традиции, Загве по настоянию Такла Хайманота добровольно передали власть «истинному потомку Соломона» Йэкуно-Амлаку, а сами на некоторое время сохранили за собой наместничество в Ласте. По другой версии, дошедшей в описании одного из чудес в Житии Иареда Сладкопевца, последний загвейский царь Зена Петрос предпринял поход в область Дамот, расположенную к юго-западу от Ласты, но был разгромлен и убит её правителем, язычником Маталоме (в действительности это не имя, а титул дохристианских правителей Дамота). Наиболее достоверным исследователям кажется предание о походе Йэкуно-Амлака при поддержке шоанских мусульман на Ласту и отступлении последнего загвейского царя в область Бэгемдыр (Бегамедр), где он был разбит в решающей битве в местности Гайент. Царь пытался укрыться в церкви св. Кирика, но был убит Йэкуно-Амлаком перед алтарём. Вариант сказания сохранился в трактате «Богатство царей»: в нём выделен фольклорный сюжет о петухе последнего загвейского царя Заэлмакнуна (отождествляемого с Йэтбараком), прокричавшем человеческим голосом, что царская власть перейдёт навек к тому, кто съест его голову. По совету Такла Хайманота царь велел приготовить ему этого петуха, голова которого по ошибке досталась царскому слуге Йэкуно-Амлаку. Тогда Такла Хайманот, узнавший об этом от ангела, венчал Йэкуно-Амлака на царство и велел идти походом на Заэлмакнуна, который в итоге потерпел поражение и пал от руки соперника.



 
PR-CY.ru