ЗОЛЯ Эмиль

ЗОЛЯ Эмиль (1840–1902 гг.) – французский писатель, публицист и политический деятель; один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX в. Вождь и теоретик так называемого натуралистического движения, Эмиль Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX в. и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти»; (1874 г.) – с участием Гюстава Флобера (1821–1880 гг.), Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883 гг.), Альфонса Доде (1840–1897 гг.) и Эдмонда де Гонкура (1822–1896 гг.) – знаменитый сборник «Меданские вечера» (1880 г.), включавший произведения самого Эмиля Золя, Жориса Карла Гюисманса (1548–1907 гг.), Ги де Мопассана (1850–1893 гг.) и ряда таких второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис). Эмиль Золя в Париже в семье принявшего французское гражданство инженера итальянского происхождения (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла), построившего канал в Эксе, и матери француженки. Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов – типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» – «Les mystères de Marseille», 1867 г.). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей: «Mes haines», 1866 г., «Une campagne», 1881 г., «Nouvelle campagne», 1886 г.). Эти выступления – знак его активного участия в политической жизни. Политическая биография Золя небогата событиями. Это – биография либерала, живущего во времена становления индустриального общества. В последний период своей жизни он тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма. Как высшую точку политической биографии Золя исследователи отмечают его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890 гг. – знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898 г.). Золя скончался в Париже от отравления угарным газом (по официальной версии – из-за неисправности дымохода в камине). Его последние слова, обращённые к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…» Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось. В 1953 г. журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон» расследование («Убит ли Золя?»), заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждения на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе признавался ему, что намеренно заблокировали дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

 



 
PR-CY.ru