ЗАРИН (Зорин) Сергей Михайлович - Страница 9

Грех как преступление сделал человека недостойным Божьей любви, а как ненормальное, извращённое состояние природы человека – невосприимчивым к этой любви. Поскольку грех разрушил в человеке высшее благо – жизнь вечную и «греховное начало смерти, раз возникнув в мире человеческой жизни, естественным путём исчезнуть из природы человеческой уже не могло», а личная активность человека не в силах изменить её «существенных свойств», постольку стало необходимо воплощение Сына Божьего, Который посредством теснейшего общения человеческой и божественной природ в Себе преодолел последствия грехопадения. Боговоплощение как основание человеческого спасения Зарин рассматривал с метафизической и нравственной точки зрения, а вследствие этого и связь христианина со Христом представляет в двух аспектах: мистически-метафизическом и нравственно-свободном. Метафизический аспект Зарин определял как воссоединение Бога и человека в Лице Христа, восстановление и обожение человеческой природы, осуществление нового творения. В процессе обожения человеческая природа не только обретает первозданную чистоту, но и достигает более высокого онтологического статуса, т.к. вследствие Воплощения человеку открыта возможность единения с Богом не только душой, но и телом. Терминологически метафизический аспект аскетизма выражается такими понятиями, как «органическое», «мистическое», «сверхсознательное», т.е. закрытое для рационального повседневного восприятия общение со Христом, описанное в Евангелии в образах лозы и ветвей (Ин. 15:4–6), Главы и тела (ср.: 1 Кор. 12:27). Нравственный аспект аскетизма состоит в подражании Христу, в том, чтобы отвергнуть «греховное направление жизни», унаследованное от Адама, и усвоить (т.е. осуществить в своей жизни) «направление, отличительный характер жизни Христовой, её основное религиозно-нравственное содержание». Оба аспекта аскетизма реализуются в синергии (сотрудничестве) Бога и человека и указывают на две его составляющие – Божественную благодать, подаваемую через церковные таинства, и личные аскетические усилия человека. Таинства Зарин определял как «особые, осуществляемые в истинной Церкви, богодарованные средства, через которые подаются человеку... сверхъестественные, т.е. превышающие обычный порядок природы дарования, сообщаются Божественные силы, необходимые для жизни и благочестия». В таинстве Крещения христианин получает «новую личность» и «новую природу», поскольку в нём изменяется сторона человеческого «Я», которая не зависит от его сознания и свободы, «но сама даёт им направление, лежит в основе их». В Евхаристии происходит поддержание связи со Христом, «ассимилирование жизни человеческой с жизнью Богочеловеческой…» В этом таинстве христианин, принимая в себя Тело и Кровь Спасителя, приобщается Его человеческой природе, а через неё в силу соединения во Христе божественной и человеческой природ становится участником Божественной жизни Христа и духовно и телесно. Личные усилия христианина Зарин понимал как сознательные и систематические подвижнические усилия, направленные на приобретение святости, искоренение страстей и пороков и усвоение противоположных им добродетелей, достижение состояния бесстрастия. Эти усилия необходимы, поскольку в таинстве Крещения человек не освобождается полностью от всех последствий грехопадения, т.к. «в воле крещенного обычно гнездятся расположения, склонности и страсти, препятствующие ей охотно спешить на добро и отвлекающие её в противную сторону». И хотя обожествляет человека непосредственно благодать Святого Духа, без личного участия человека святость ему не может быть дарована.

 



 
PR-CY.ru