ЗАРИН (Зорин) Сергей Михайлович - Страница 6

Книга «Апокалипсис» «проникнута глубоким внутренним единством.., поэтому её нельзя разделять между несколькими писателями и ещё менее – между несколькими эпохами…» Труды Зарина по библеистике, в частности «Закон и Евангелие по учению Господа в Евангелии Матфея», получили высокую оценку Н.Н. Глубоковского. Бесспорными достоинствами работы он назвал «чисто библейский характер изъяснения, выразительную отчётливость и сжатость изображения, простоту и живость изложения». Важность труда Зарина и интерес к нему вызваны тем, что автор «всегда стремится открыть и передать прямую и непосредственную мысль евангельского текста, не уклоняясь заранее в разные догматически-практические применения, которые тогда могли вести к узости и тенденциозности экзегезиса, а теперь сами находят для себя прочный объективный библейский базис». Весьма актуальным для своего времени, по словам Н.Н. Глубоковского, явилось и другое сочинение Зарина – «Заповеди блаженства», поскольку ветхозаветные пророчества, на которых основывается новозаветное благовестие, «приводятся в нём со всей неотразимостью и исторической конкретностью». Толкование Священного Писания у Зарина исследователи считают «всецело и истинно библейским», представляющим смысл Писания в изначальном виде: «Читатель как бы поставляется на место исторических слушателей и вводится в настроение лучших из них, в лице апостолов». Эти качества объясняют, по мнению Н.Н. Глубоковского, широкое распространение этого труда. Как библеист Зарин выступал в церковной печати по поводу вопроса, поднятого в Государственной думе, о разрешении свободного распространения Библии в народе и организации собраний для изучения Священного Писания в целях борьбы с пьянством. Усматривая в этих мерах возможное содействие распространению сектантской пропаганды, Зарин настаивал на сохранении церковного контроля за распространением Священного Писания, т.к. лишь церковь является «полномочной хранительницей и истолковательницей» слова Божьего, которая может правильно раскрыть его смысл; к тому же в изданиях, которые могут быть предприняты еретиками и сектантами, возможны «самые чудовищные его искажения». Он сомневался и в целесообразности проведения предложенных собраний, поскольку «не магически действует слово Божие на человека, но располагает его к подвигу всей жизни», и считал, что нужно с детства прививать христианам любовь к чтению слова Божьего, учить его правильному пониманию, в целом призывать людей к сознательной жизни в церкви; тогда распространение Священного Писания действительно бы принесло пользу народу. Вопрос о собственности и об отношении к ней церкви Зарин обсуждал в рамках нравственного богословия, различая два понятия: собственность как материальное имущество, приобретённое усилиями и трудами человека, и владение как не употребляемое сознательно и целесообразно имущество. Объясняя это разделение на примере, взятом из первых глав книги Бытие, он полагал, что рай, данный прародителям для хранения и возделывания, был для них лишь владением, а вследствие свободного распоряжения, внесения творческой и преобразующей деятельности, разумного и законного употребления должен был стать их собственностью. Разделяя традиционное для православия учение о беспристрастном отношении к имуществу, Зарин считал, что для христианина должно существовать только два побудительных мотива к приобретению собственности: обеспечение своих нужд и милосердная помощь другим людям, а мерой в приобретении должен быть достаток, при котором христианин сохранял бы «внутреннюю независимость» от имущества и «распоряжался бы им не эгоистически, самозамкнуто, а по началу истинно-христианского альтруизма и братской солидарности со своими ближними».

 



 
PR-CY.ru